АЛОНСО МИГЭЛЬ ДЕ ТОВАР
(1678, Севилья – 1758, Севилья)
Дева непорочная
(фрагмент)
Холст, масло, 118 х 70 см.
Из собрания Эстерхази, для которого была приобретена в 1821 году из наследства Э. Бурке в Париже как произведение Тавароне (очевидно, неверное прочтение имени Тобар или описка). Выставки: «Мурильо и его современники», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1968. Каталог, стр. 15-16.
Тобар был учеником последователя Мурильо – X. А. Фахардо. В работах Тобара на религиозные сюжеты и в его жанровых картинах чувствуется влияние Мурильо. Однако в отличие от одухотворенных, прекрасных мадонн последнего, он создал изображения богоматери поверхностные, слащавые. Печатью вялости отмечены и его жанровые картины, в колорите которых доминируют модные в 1700-х годах светлые тона. При расчистке репродуцируемого полотна были обнаружены фрагменты фигур ангелочков: головы, ноги, крылья, из чего следует, что первоначально оно было больших размеров.
В старых инвентарных списках и каталогах картина упоминается как произведение Алонсо Мигэля де Тобара, позднее – Мигэля Поланко. В стилевом плане она ближе всего стоит к картинам Тобара; возможно, как произведение Тобара ее приобрел и граф Бурке в период между 1808-1811 годами, когда он находился на дипломатической службе в Испании. Бурке уже до начала наполеоновских войн поддерживал связи с торговыми агентами многих коллекционеров и антикваров. Упоминание о нем в связи с одной из покупок встречается и в известной книге У. Бьюкенена.