Мария
АЛОНСО КАНО
(1601, Гранада – 1667, Гранада)
Мария
Холст, масло, 49 х 43 см.
Из собрания Эстерхази, для которого была приобретена в 1821 году из наследства Э. Бурке в Париже как произведение Сурбарана. Вероятно, фрагмент большого полотна.
Выставки: «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1965, № 5; «Испанские мастера XVI-XIX веков», Ленинград, Государственный Эрмитаж, 1969, № 12.
Творческая деятельность скульптора, архитектора и живописца Алонсо Кано протекала в крупнейших городах Испании – Мадриде, Севилье, Гранаде, Валенсии. Его наиболее значительные ансамбли находятся в церквах и Музее Гранады. Будапештская картина – привлекательное, глубоко прочувствованное изображение мадонны, созданное, по всей вероятности, между 1646-1650 годами, в период пребывания мастера в Мадриде, представляет собой образец своеобразной интерпретации испанского идеала Марии. В Музее Прадо в Мадриде хранится полотно, во многом сходное с будапештским, на котором Мария с младенцем изображена на фоне пустынного, лишь слегка намеченного пейзажа. Особенно большую схожесть обнаруживает на обеих картинах композиция головы Марии, но в целом будапештское полотно благодаря своему колориту отличается большей мягкостью, нежностью и поэтичностью. В гранадском варианте источник света над головой мадонны, символизирующий нимб, решен так же, как и в будапештской композиции. На мадридской картине слегка склоненная набок голова Марии увенчана звездчатым венцом. Оба полотна по общему тону темнее, чем картина из будапештского собрания. Мадридский экземпляр был куплен Карлом IV.