О.Уайльда как-то спросили: «Как вы считаете, что такое наша жизнь?». На что он со свойственной ему находчивостью и ироничностью ответил: «Жизнь слишком серьезная штука, чтобы говорить о ней серьезно». Вероятно, он имел в виду только себя. Но многих, очень многих та же жизнь заставляет говорить о себе именно всерьез, только всерьез и никак иначе. Это, прежде всего, наука, философия, религия, искусство, литература и многое, многое другое.
Как ни парадоксально, но человечество при всем своем высочайшем уровне развития современных техники и технологий до сих пор не знает решения вероятно основных проблем для всех живущих на Земле. Речь идет о проблемах сущности и происхождении жизни, смысле и назначении жизни и смерти, целесообразности и оптимальных путей и пределов продления продолжительности жизни, а в перспективе и достижения бессмертия. В общем, у нас до сих пор самые смутные представления о прошлом, настоящем и будущем нашего самого главного стержня существования в этом мире. До сих пор нет даже достаточно точного, достоверного, непротиворечивого, научно обоснованного и общепризнанного определения понятия жизнь. Есть только великое множество различных вариантов этого определения, предложенных в разные времена, разными людьми и с различных мировоззренческих, религиозных или научных позиций. Практически в каждом источнике информации (включая СМИ) можно обнаружить какое либо высказывание, мысль, рассуждение, определение, касающееся представлений о жизни, ее сущности, содержании, значимости и значении и т.д. В одном только источнике [1], в котором собраны цитаты из древне индийских вед, библии, высказывания многих ученых, философов, писателей, общественно – политических и религиозных деятелей, полководцев, императоров, древних мудрецов, мыслителей и многих других исторических личностей, оставивших заметный след в истории человечества, приводится свыше 400 конкретных, косвенных и общих определений, толкований, мнений, впечатлений, рассуждений и т.д. о феномене жизни, его сущности, цели, смысле, содержании, предназначении и т.д. и т.п. Вероятно, трудно найти какого либо известного человека, оставившего какой либо след в истории человечества, который бы хотя бы раз не высказал своего мнения о вопросах, связанных с жизнью как общим феноменом, не высказал своего мнения о каких-то ее сторонах, особенностях и закономерностях. Создается впечатление, что любой житель Земли может иметь (а возможно и имеет!) на базе своего воспитания, образования, жизненного опыта и мировоззрения свои личные представления о жизни и ее многочисленных и разнообразных ипостасях и характеристиках. Впрочем, иначе и быть не может: ведь мы все по настоящему живые. Пока.
Рядовой житель Земли не знает, но интуитивно чувствует ответы на эти вопросы, поскольку сам является своеобразной «элементарной частицей» земной жизни. Вместе с тем, несмотря на отсутствие базовых определений и представлений, прогресс в познании и решении комплекса проблем связанных с сущностью жизни за последние столетия, несомненно, есть и не малый. Не случайно же в настоящее время уже насчитывается свыше ста наук, имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме жизни, как теоретического, так и прикладного характера. Сюда, помимо наук непосредственно связанных с биологией (и соответственно комплексы наук, связанные с зоологией, ботаникой, вирусологией, морфологией и др.), относятся и множество наук связанных с медициной, агрономией (растениеводством), животноводством и много других наук, связанных с живыми организмами, в том числе в пищевой промышленности (процессы брожения, квашения, консервирования, созревания и т.д.). Много и пограничных наук. Например, биофизика, биохимия, биогеография, космическая биология, радиационная биология и т.д. Причем количество наук от папы-биопризводителя и потребность в них практики непрерывно растет с каждым днем. Биоинженерия, биотехнологии, биокибернетика, медицинская кибернетика, биоинформатика, биоматематика, биоэнергетика, бионика, молекулярная биология и т.д. появились буквально «на днях». И вообще создается впечатление, что подставляя наугад после слова «био» (кстати, имеющего древнейшие санскритские корни) любую науку, обязательно попадешь в существующую, зарождающуюся или будущую перспективную науку, соединяющую живое и неживое, прошлое и будущее жизни и науки. Сразу напрашивается словосочетание «биофилософия». Впрочем «Философия жизни», с подачи Дильтея, Ницше, Бергсона, Шпенглера, Зиммеля, Клагеса, Шпрангера, Риккерта и других философов, как известно, уже есть. Правда в ней речь идет не о науке, а о философской «сборной солянке».
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
И вот на этом фоне громадного разветвленного родословного дерева биологии мы, как уже говорилось выше, сталкиваемся с вопиющим фактом отсутствия до настоящего времени понятия самой жизни. А без этого понятия все родовое дерево биологии повисает в воздухе. Есть, как говорилось выше, только множество вариантов этого определения. Но, как известно, сам факт одновременного существования множества определений понятия жизнь говорит о несовершенстве каждого из них в отдельности и в целом о нерешенности проблемы. Причиной этого является тот неизбежный факт, что все существующие науки в силу разных причин рассматривают жизнь не во всем объеме этого феномена, а лишь с какой-то одной «своей», максимум с нескольких сторон, оставляя другие стороны в тени, неизвестности и неопределенности. Это происходит потому, что каждая наука, область знания или личность рассматривают жизнь только со своих позиций, преследуют свои цели, использует свои традиции и представления, понятия, методы исследований и накопленную теоретическую и экспериментальную базу. Поэтому при таком подходе всего комплекса проблем жизни в целом не видно. Из-за множества листьев биологических наук леса жизни не видно.
В данной работе нас, прежде всего, интересует научный подход к решению этих проблем. Но из-за сложности и многоплановости перечисленных проблем для их решения все равно необходимы усилия многих наук и вероятно, в общем, различных областей знаний. Вопрос только в том, каким образом использовать богатейший материал этого громадного комплекса наук. Поиску этого направления и посвящена эта работа.
В проблеме жизни в единый неразрывный гносеологический запутанный клубок сплелись философские, религиозные, научные (прежде всего медицинские, психологические, химические, биологические, генетические, социологические, информационные и др.), этические, мировоззренческие, юридические, исторические, культурные и прочие аспекты и позиции [2, 3, 4,5]. Соответственно этому по состоянию на сегодняшний день в понятие жизнь предложено включить множество совершенно различных, иногда несовместимых признаков, основные из которых можно объединить в субстанционально-структурные, функциональные и процессуальные комплексы.
К первым из перечисленных относятся, прежде всего, химические элементы, органические молекулы, апериодические кристаллы, белковые тела, высокомолекулярные соединения, ДНК и РНК, генотип, фенотип, особые лабильные структуры, «живое вещество», структурные связи, сложные иерархически многоуровневые системы, дисимметрия, клеточные чипы, органеллы, гомеостатический аппарат, молекулярные цепи, молекулярные антенны, микробы симбионты, стволовые клетки, сиквесты, нити прокариот, бактериальные многоклеточные модули, страдоны и т.д.
Ко вторым относятся такие функции как размножение, половой отбор или половой фильтр, наследственность, устойчивость, самовосстановление, саморегуляция, автоматическое поддержания своего состояния, самовоспроизводство, эволюционное развитие, самообновление, повторяемость жизненного цикла, мутация генов, флуктуации, формирование сигнальных сетей, синтез молекулярных языков и т.д.
К третьей группе можно отнести процессы накопления и обмена веществ, энергии и информации (прежде всего молекулярной и «бактериогенной» биоинформации), борьба за существование, естественный отбор, приспосабливаемость (адаптация) к изменению среды обитания, формирование биоколлективов и биокомплексов от бактерий и вирусов до человеческого сообщества и биосферы и др.
Здесь приведены признаки только наиболее известных научных определений. Некоторые литературно-художественные и народно-бытовые признаки и определения приведены в источнике [9].
Жизнь поражает воображение не только многообразием ее признаков и сложностью задействованных в ней веществ и структур, функций и реализуемых процессов, но также и диапазоном разнообразия форм и масштабов ее проявления от отдельных вирусов и бактерий до био- и космосферы.
Сущность жизни оказалась настолько многогранной, что для ее познания необходим гораздо более широкий (общий) взгляд, чем взгляд одной, нескольких или даже всего комплекса биологических наук. Нужен, кроме того, еще дополнительный источник информации, например, в виде достижений (аксиом, положений, понятий, законов и т.д.) других естественных наук, который бы позволил не только объединить известные стороны и факты биологических наук, но и расширить исходный исследовательский материал и, таким образом, возможно, не только объяснить все известные факты, но и предвидеть еще неизвестные. Только в этом случае можно рассчитывать на исчерпывающее представление о сущности жизни, а, следовательно, можно познать ее прошлое и настоящее, а возможно и предвидеть будущее. Следовательно, определение понятия жизни должно быть не только, и, наверное, не столько констатирующей или регистрирующей конструкцией, механически соединяющей те или иные известные частные признаки, а в первую очередь быть некоторой стройной и цельной принципиальной схемой жизни, своеобразной матрицей жизни, присутствующей в любом произвольном ее элементе и позволяющей выяснить самую ее глубинную сущность и на основе этого получать о ней новую частную информацию и стимулировать развитие наших представлений обо всем многообразии жизни, ее сущности, целях, возможностях, и в целом, в конечном итоге, способствовать ее продолжению и процветанию.
Важность такой постановки проблемы определяется не только, а возможно и не столько теоретическим аспектом проблемы, а множеством конкретных практических ее реализаций буквально во всех сторонах жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Здесь особую важность представляет, прежде всего, вопрос водоразделов, вопрос определения граней, разделяющих сущность понятий жизни, смерти, бессмертия, живого и неживого, существующего и живущего, одушевленного и неодушевленного, представления о смерти и реинкарнации души и личности, их реальные эквиваленты, смыслообразы и т.д. Эти вопросы также не могут быть решены с использованием только биологической информации.
Влияние этих вопросов может проявляться в форме непрерывных усилий науки и практики решить проблему продления жизни человека, укрепления здоровья, реализации различных социальных программ, борьбы с детской смертностью, глобальными эпидемиями и т.д. Понятие жизнь должно вносить ясность в проблему жизни после смерти, в сущность борьбы за существование (жизнь) государств, народов, цивилизаций, отдельных культур, групп населения, межвидовую и внутривидовую борьбу и т.д.
В настоящее время процесс познания вышеперечисленного комплекса проблем можно сравнить со штурмом громадной вершины, уходящей своей вершиной за пределы тропосферы, на которую с разных сторон, по разным маршрутам, с разным снаряжением, разными тактикой и стратегией, с разной подготовкой и целями непрерывно идут многочисленные группы альпинистов, говорящих на разных языках, плохо связанных и скоординированных друг с другом. Каждая группа проходит какой-то свой участок, все добросовестно фиксирует и обобщает результаты. В результате в сумме всех усилий всех групп мы получаем необозримое количество разнородной, хаотичной, часто плохо связанной или несовместимой друг с другом информации, местами избыточной и тонущей в гуще многочисленных ненужных мелочей и подробностей, а местами не содержащей каких-то принципиально важных фактов, связей и зависимостей, множеством «белых пятен», находящихся между пройденными и освоенными маршрутами, необъяснимых фактов и явлений, из которых невозможно собрать все пазлы искомой картины и получить представление обо всей горе, о любой ее точке, любой скале и тропинке. Т.е. таким способом невозможно познать и покорить всю неприступную вершину под названием жизнь.
Решение рассматриваемых проблем может быть найдено только с космических высот предельно равноудаленной от частных случаев концепции, обладающей высшей степенью обобщения, которая позволит беспристрастно охватить, осветить и исследовать сразу все реальные варианты и разновидности представлений, связанных с темами жизни, смерти и бессмертия. Эта концепция должна « увидеть» гору жизни сразу всю, подобно тому как, например, можно увидеть только из космоса древние гигантские кратеры от падения метеоритов или другие маловыразительные обширные геологические сруктуры, недоступные для обнаружения наземными способами геологических и топографических съемок.
На наш взгляд одна из возможностей как-то приблизиться к решению обозначенного клубка проблем, или хотя бы обозначить направление их решения – это использовать в качестве методологии исследования уникальную по своим возможностям теорию замкнутой системы [6]. Эта уникальность и соответствующие возможности являются следствием использования высокоэффективного комплекса исходных, гармонично объединенных между собой, базовых, разработанных только в рамках этой теории, понятий и положений, основанных на концепции (принципе) предельного обобщения и концентрации базовой информации из целого ряда фундаментальных областей знаний. В том числе философии, физики, биологии, математики и др. Методология этой теории успешно опробована при исследовании ряда общеизвестных «вечных» проблем человечества, в том числе и таких как проблемы счастья, здоровья, смысла жизни, сущности понятия времени, смысле и сущности религиозных представлений и ряде ключевых проблем физики [6,7,8,9,10,11,12,13].
В соответствии с этой теорией понятие жизнь определяется как
непрерывный, устойчивый процесс взаимодействия объекта с окружающей средой на основе исторически сложившейся разницы их состояний и неограниченности во времени процесса взаимодействия в определенном диапазоне изменения параметров среды при условии, что возможная генетически программируемая скорость адаптации объекта к изменению среды выше скорости изменения этой среды [9].
Как можно увидеть даже при первом взгляде, это определение включает в себя многие вышеприведенные признаки известных определений, но в более общем, можно даже сказать в предельно общем виде. Эта общность автоматически отсекает частные, второстепенные признаки и гармонизует оставшиеся, объединяя в одном определении вещество, структуру, функции и процессы, составляющие сущность понятия жизнь. В соответствии с ТЗС [6] понятие состояния, используемое в приведенном определении, объединяет в себе вещество, структуру, энергию, информацию. Определения и содержание других понятий и зависимостей ТЗС можно уточнить в указанном источнике.
Как известно, каждое новое определение любого понятия предполагает автоматическое изменение его содержания и соответственно его свойств и характеристик. Приведенное определение понятия жизнь в этом случае также не исключение. В частности, оно включает следующие новые элементы, свойства и характеристики.
1. Жизнь субстанционально не привязывается к какой-либо конкретной субстанции. Носителем жизни предполагается любой объект, обладающий далее перечисленными в определении свойствами и характеристиками. Отсюда следует, что жизнь возможна не только на основе четырех основных химических элементов (углерод, кислород, азот, водород) и известных 18 вспомогательных (фосфор, сера, натрий, магний, хлор, калий, кальций и т.д.) и «земных» биомолекул и клеток, адаптированных к условиям поверхности Земли. Оно говорит о том, что жизнь, в частности, возможна не только на базе четырехвалентного углерода, но и на базе, например, четырехвалентного кремния. В настоящее время установлено, что вся Вселенная состоит из тех же химических элементов, что и наша Земля. А космические молекулы, в том числе и органические, существенно отличаются от земных. Таким образом, в космосе жизнь возможна на базе других, неземных молекул. Лишь бы выполнялись другие, перечисленные в определении условия. Т.е. в приведенном определении неограниченно расширяется вещественная, элементная база жизни. Это позволяет предвидеть другие формы жизни, а не только белковую. В свою очередь, это позволяет расширить диапазон поиска жизни в других, например внеземных условиях, в том числе на других планетах или в других галактиках. А без этого расширения мы постоянно ищем на других небесных телах только воду, кислород, углерод, органические по земным меркам вещества, в частности белковые, и особых успехов в этом направлении пока не видно. Правда на метеоритах обнаружено уже достаточно много органических молекул со своей неземной структурой, в том числе ДНК и РНК, но они принадлежат «нашей» галактике. А какой строительный материал в других галактиках?
2. Указана движущая сила взаимодействия: разница состояний объекта и среды. Отсюда следует, что если не будет разницы состояний, то не будет и взаимодействия, т.е. не будет и жизни. Т.е. грубо говоря, мы живем и развиваемся, пока у нас есть разница в нашем состоянии и состоянии нашей настоящей среды. Разница состояний в данном случае выступает в роли обязательного условия и стимула не только нашего развития, но и поддержания состояния самой жизни как процесса в принципе. Т.е. это обязательное минимальное условие сохранения жизни. Одновременно вырисовывается и цель нашего взаимодействия (по сути самая общая и далекая цель жизни: устранение этой исходной разницы состояний, т.к. в соответствие с ТЗС любое взаимодействие направлено на уравнивание состояний взаимодействующих объектов, или объекта и среды). И как конечная точка небольшого, начального участка этого большого пути перед нами вырисовывается традиционно воспринимаемый нашим сознанием феномен смысла жизни.
3. В определении указана на только цель (устойчивость, сохраняемость, неограниченность во времени), но и наличие обязательного для сохранения непрерывного процесса жизни разрыва (различия) в состояниях живого объекта и среды. Отсюда следует, что для реализации нормального жизненного процесса и для собственного развития мы обязательно должны ощущать недостаток чего-то, неудовлетворенность существующим положением.
4. В определении указана также технологическая и одновременно субстанциональная база жизненного процесса: генетическая программа, как микропроцессор, управляющий основными системными жизненными процессами.
5. В определении впервые подчеркнуто основное условие устойчивого неограниченного во времени непрерывного жизненного процесса: возможная скорость адаптации живого объекта должна быть выше скорости изменения окружающей среды. Это определяет верхний предел сохранения жизни. Нижним пределом, как уже говорилось, является наличие разницы состояний объекта и среды. А сочетание верхнего и нижнего пределов условий существования жизненного процесса в совокупности представляет собой своего рода жизненный коридор, область существования жизни. При выходе за рамки этого коридора жизнь существовать не может. В одном, нижнем случае по причине отсутствия (или недостатке) необходимого стимула жизненного процесса (в том числе и своеобразной «жизненной энергии» (не физической!)). В другом – из-за слишком большой, разрушительной для объекта, разнице состояний живого объекта и среды. Реальных примеров влияния границ жизненного коридора на жизненный процесс в науке, литературе и жизни, как известно, более чем достаточно. Например, преодоление верхнего предела за счет физического разрушения живого объекта. Или смерть живого объекта при длительном отсутствии функционирования всех его систем.
6. В определении отсутствуют признаки самовоспроизводства, обмена веществ, размножения, саморегулирования, накопления и передачи информации и ряд других упомянутых в обзорной части статьи. Это оказалось возможным по причине вхождения этих частных признаков в более общие в виде понятий объекта, состояния, взаимодействия [6]. Именно такой уровень обобщения позволил сконцентрировать в данном определении практически все известные вышеперечисленные признаки при допустимом объеме его изложения и доступности восприятия. Одновременно отсеялись частные, второстепенные признаки, затемняющие основное содержание понятия жизнь.
7. Понятие объекта делает равноправными любые формы жизни от вируса, бактерии, клетки, ткани и т.д. до биосферы. Вопрос только выбора интересующего нас в данный момент объекта для исследования.
8. Отсутствие в определении признака воспроизводства или размножения при сохранении признака генетического кода говорит о вспомогательной, частной роли этого признака. В частности, сохранение одного постоянного (или квазипостоянного) генетического кода в разных поколениях характеризует процесс смены поколений как способ повышения скорости адаптации живого объекта к изменениям среды. Скорость адаптации повышается за счет облегчения внесения необходимых изменений в состояние объекта при его росте и развитии из зародыша во взрослую особь, по сравнению с процессом изменения состояния только самой взрослой особи. Характерно, что свойство смены поколений присуще, как известно, не всем формам жизни. Т.е. процесс смены поколений можно рассматривать как достижение процесса эволюции жизни. А поскольку процесс смены поколений неизбежно связан с отмиранием (смертью) основного материального (телесного) носителя жизни, то меняется восприятие самого факта смерти, а, следовательно, и факта изменения продолжительности жизни.
9. В определении отсутствует также признак «саморазвитие» и «эволюционное развитие» поскольку, как известно из практики (биология, медицина) в мире существует не только саморазвитие, но и самораспад, деградация живых форм. Так, например, известно, что паразиты, попадая в тело «хозяина», утрачивают ряд своих органов и соответственно функций, передавая их «хозяину». Т.е. происходит не развитие, а деградация организма паразита. Также известно, что органы и системы длительное время не используемые в процессе жизни, атрофируются и со временем исчезают. На протяжении процесса атрофирования деградирующие органы и системы существуют в виде атавизмов. У человека в настоящее время их насчитывается порядка ста. Термин адаптация является более общим и включает в себя как процесс развития (усложнения), так и процесс деградации (упрощения).
10.Приведенное определение имеет отношение не только к целостным организмам, но и к их отдельным частям, например к отдельным органам. В этом случае остальная часть организма играет роль среды выделенного для исследования органа (молекулы, клетки, ткани, системы и т.д.). В этом смысле интересен пример известного фантастического литературного героя под именем «голова проф. Доуэля» А. Беляева.
Предлагаемое определение позволяет также получить ряд принципиально новых и не менее важных следствий.
Прежде всего, можно утверждать, что скорость изменения (в частности, развития) живого объекта тем выше, чем выше скорость изменения состояния окружающей среды, при условии нахождения объекта в пределах жизненного коридора (см. например основные зависимости ТЗС [6]).
При этом расширить (или сузить) жизненный коридор (т.е. повысить (снизить) жизнеспособность) можно за счет изменения, как состояния живого объекта, так и за счет состояния среды. Анализ составляющих состояния объекта и среды позволяет утверждать, что для объекта наиболее доступными для изменения являются составляющие энергии, информации и функций. Вещественную, структурную и процессуальную составляющие состояния (например, человека) изменять намного сложнее. Хотя в каких-то пределах, особенно когда естественные биологические механизмы и процессы не могут решить какой-то проблемы организма, изменения возможны и в этом случае. Например, сбросить лишний вес, избавиться с помощью диеты от каких-то болезней, вызванных нарушениями обменных процессов, сделать какую-либо хирургическую (например, пластическую) операцию, подавить антибиотиками какое либо воспаление и т.д. В широком диапазоне поддаются регулировке энергетические затраты организма, например, в виде физических нагрузок в любой форме или применением тех или иных диет.
Но неизмеримо большими возможностями обладают информационные способы изменения состояния живого объекта. Именно они позволяют полностью контролировать и определять поведение и реактивность любого живого объекта в том или ином случае. При этом могут быть задействованы любые виды информации, начиная от сокровенных глубин генетической информации и до самой оперативной и быстроменяющейся новостной информацией от СМИ или ближайшего окружения объекта. И именно этот факт, как показывает практика, обеспечил мировое господство современного человека на Земле.
Но самые большие возможности регулировки разницы состояний объекта и среды является сознательное и целенаправленное изменение среды обитания. На это, как известно, направлена основная активная созидательная деятельность современного человека. Помните, как нас учили: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». Человечество за последние два века целенаправленно и систематически до неузнаваемости изменило мир, свою среду обитания, многократно увеличив свою жизнеспособность с помощью научно-технической, технологической и информационной революций. Человек уже может выживать с помощью надводных, подводных и космических кораблей, батискафов, скафандров и т.д. и в космосе, и в Марианской впадине, и в жерле вулкана. Может хорошо себя чувствовать и при температуре в минус 90 градусов по Цельсию, и в огне пожара при 250 градусов, в условиях сильной радиации, невесомости, безвоздушного пространства, колоссальных давлениях морских глубин и т.д. Более примитивные формы жизни не обладают такой широтой возможностей на примере одного организма, но в совокупности многих форм жизни диапазон выживаемости организмов также впечатляет. Микроорганизмы и другие формы жизни обнаружены под водой, в скважинах на глубине более десяти километров, в глубоких шахтах, на метеоритах, в слоях отложений возрастом порядка 3,5млрд. лет и т.д. Правда в данном случае регулировка разницы состояний происходит уже за счет изменения состояния самих живых объектов, т.е. их вещественного состава, структуры, внутренних процессов и внешних функций. Кстати, в этом состоит принципиальная разница способа выживания человека и остального живого мира. Поэтому она включена в качестве признака в определение человека [9].
Большой интерес представляет повышение жизнеспособности живых объектов за счет изменения генетической информации. Для этого природа изобрела половой способ размножения, позволяющий значительно повысить генетические информационные возможности потомков какой-либо пары за счет объединения биологических информационных полей спаривающихся особей и формирования нового суммарного более рационального и жизнеспособного генетического кода. Кроме того, половой способ размножения является своеобразным генетическим фильтром, не пропускающим сквозь себя в будущее не приспособленные к жизни особи [5]. Этот способ был изобретен природой еще задолго до информационной революции человечества, но обладает тем несомненным преимуществом, что биологически хорошо совместим со всем организмом, не в пример научной или технической информацией, которая затрагивает (встраивается) только (в) головной мозг.
Еще один способ повышения приспособительных возможностей живого объекта изобретен природой в виде процесса закономерной смены поколений одной родовой ветви за счет кардинального изменения состояния самого живого объекта. Природа экспериментальным путем (вероятно способом естественного отбора) установила, что изменять состояние объекта проще путем периодической полной замены его внешней инертной и костной телесной оболочки при сохранении неизменным генетического ядра, чем постоянно и бесконечно менять (ремонтировать, «латать» и т.д.) всю длинную жизнь генетической ветви одну и ту же телесную оболочку. Подобно тому, как мы периодически меняем обветшалую или вышедшую из моды старую одежду или меняем изношенные рабочие органы какой-либо машины, сохраняя неизменными само живое тело или базовые элементы и конструкцию машины. Такая стратегия позволяет существенно повысить скорость изменения состояния живого объекта. Причем, чем быстрее меняются поколения, т.е. чем меньше продолжительность жизни, тем более «гибкой» становится цепь жизни и ей проще приспособиться к изменившимся условиям жизни. И наоборот, большая продолжительность жизни отдельной особи делает цепь жизни более неповоротливой, жесткой и консервативной.
А с другой стороны из теории [8] и опыта мы знаем, что увеличить продолжительность жизни можно за счет сохранения исторически постоянной среды обитания. Вероятно, существует какое-то оптимальное соотношение между продолжительностью жизни человека (или другого представителя земной жизни) и скоростью изменения состояния окружающей среды. Но это предмет дальнейших серьезных исследований.
В этом контексте полный отказ от механизма смены поколений (т.е. обретение человечеством или другим живым видом бессмертия) полностью отключает также этот природный механизм приспособления живого объекта к изменению окружающей среды, что, несомненно, резко уменьшает его способность к приспособлению и шансы на выживание. Для выживания живого объекта в этом случае потребуется предельная стабилизация (постоянство) состояния его среды.
Таким образом, поиск путей достижения бессмертия это путь в никуда, поскольку этот путь, по сути, включает мощный тормоз в развитие этой «бессмертной» ветви жизни и означает ее полную консервацию, стагнацию и застой. Этот вывод идет в полном отрыве от весьма распространенного мнения и соответствующих действий (весьма дорогостоящих) в поиске различных «эликсиров бессмертия». В данном случае речь идет, безусловно, о биологическом бессмертии, а не о бессмертных творениях рук и творческого гения человека или прочих видах бессмертия человека и человечества.
Среди информационных способов изменения состояния живого объекта следует упомянуть также принцип «коллективизации» информации. Этот способ заключается в том, что вся необходимая для жизни популяции (например, человеческой) информация распределяется в какой-то пропорции между всеми членами популяции. Каждый член сообщества овладевает и использует только часть всей известной и необходимой сообществу информации, посильной для одного члена сообщества. На этой основе человечество повсюду использует принцип специализации и кооперации, как в информационной сфере, так и в процессе производства. Принцип «коллективизации» широко используется, как известно, и в других коллективах живых существ (муравьев, пчел, стай, стад различных животных и т.д.). Биологическая и поведенческая специализация разных полов также является разновидностью принципа «коллективизации». В этом случае это не только информационная, но и физиологическая специализация.
Таким образом, информационные возможности коллектива (в том числе и человеческих коллективов) возрастают пропорционально количеству его членов. А производственные возможности зависят от специфики, как живых существ, так и их отношений. Для человека это в сочетании с развитием средств коммуникации обеспечивает ему глобальное мировое информационное превосходство над любыми видами жизни на Земле (если не считать не признаваемые официальной наукой многообразные необъяснимые феномены, в одном из вариантов трактуемые как инопланетная, или внеземная жизнь).
Исследование предложенного определения понятия жизнь и его практическое применение на этом не заканчиваются. Возможно, автор или другие заинтересованные исследователи в будущем смогут открыть его новые стороны и возможности. Не исключается и возможная корректировка определения.
Изложенные результаты исследования проблемы жизни, смерти и бессмертия является продолжением цикла исследований ряда общеизвестных мировых проблем с использованием метода замкнутой системы, основанного на положениях вышеупомянутой теории замкнутой системы [6]. Как следует из вышеизложенного, этот метод и в данном случае позволил получить ряд новых результатов, недоступных для получения другими способами исследования и существенно расширяющих наши представления о проблеме жизни, смерти и бессмертии.
Естественно, представленное исследование нужно рассматривать только как попытку решения такой сложной проблемы как жизнь. И не более того.
Выводы.
1. Научное решение проблемы феномена жизнь возможно только с привлечением данных целого ряда фундаментальных наук или с помощью методологии исследования, использующей предельно общие положения, понятия и зависимости, разработанные на базе обобщения основных положений ряда фундаментальных наук.
2. С помощью метода замкнутой системы разработана и предложена новая максимально общая формулировка понятия жизнь.
3. В соответствии с этим понятием жизнь возможна только при непрерывном существовании разницы состояний живого объекта и окружающей среды, и наличии, таким образом, непрерывного процесса взаимодействия между ними.
4. Наибольшее значение для адаптации человека к своей среде имеет изменение им своей среды, а не самого себя (своего состояния).
5. Понятие смысла жизни интерпретируется как вариант внешнего начального проявления общей направленности глубинного взаимодействия живого объекта и его среды на уравнивание взаимодействующих состояний.
6. Разработанное понятие жизнь позволяет:
– значительно расширить представления об условиях возникновения и поддержания жизни;
– обосновать необходимость смены поколений, как фактора ускорения процесса адаптации живого объекта к изменениям его среды;
– обосновать вывод о нецелесообразности (и даже вредности) поиска разнообразных «эликсиров бессмертия»;
– предложить новое для описания жизненных процессов понятие «жизненного коридора» или «области жизнеспособности»;
– определить условия, необходимые для расширения жизненного коридора;
– установить особую роль информации в процессе адаптации живого объекта к условиям его среды;
– определить физическое тело живого объекта как временную защитную оболочку для его генетического кода, передающего потомству наследственную информацию при смене поколений;
– рассмотреть половой способ размножения, как одно из средств увеличения генетической информационной составляющей состояния живого объекта и, таким образом, как способ повышении его приспособительных возможностей;
– обобщить имеющиеся представления (изложенные в обзорной части статьи) об условиях сохранения и продолжения жизни.
Литература.
- В мире мудрых мыслей/Автор-составитель А.О.Давтян. – СПб.: Нева; М.:ОЛМА-пресс,2000.-(Энциклопедия), стр.7-50.
- Корочкин Л.И., Жизнь, Новая философская энциклопедия, том 2, стр.29-30,-М.:Мысль,2012.
- Философский словарь. Авторы – составители Андрущенко И.В. и др. – К: А.С.К.,2006,стр.287-293.
- Граф А.А., Жизнь, Современный философский словарь/Под общей ред. д.ф.н. проф. В.Е.Кемеров, -2-е изд. исп. и доп. – Лондон, Франкфурт-на-майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск/ «Парапринт»,1998.стр. 292-296.
- Репин В.С., Эволюция в свете системной биологии, Вопросы философии, №11, 2010.
- Мельников В.И., Теория замкнутой системы, (http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Philosophy/Melnikov.html).
- Мельников В.И., Счастье, как фундаментальная философско-этическая категория, Filosofia.Ru, 16.08.10.
- Мельников В.И., Философские аспекты проблемы здоровья, Filosofia.Ru, 19.09.10.
- Мельников В.И., Смысл жизни, как психологическая установка, Filosofia.ru.10.04.12
- Мельников В.И., У истоков понятия время, Filosofia.Ru ,24.11.2010.
- Мельников В.И., О принципе противоположностей, Filosofia.Ru,10.11.2012.
- Мельников В.И., Религия,как закономерный процесс смены подсознательных мироощущений,Filosofia.Ru,18.06.2010.
- Мельников В.И., Первооснова мира или погоня за призраком, Filosofia.Ru,03.03.2013.