В чем истина?

Трактовка истины в литературе сводится к подтверждению реальности (истинности) существования предметов и явлений окружающего мира с помощью чувственного восприятия и (или) мышления. В этом ли истина? Дается новое понимание истины, в основе которого заложен принцип целесообразности существования мира.

Что есть истина? В чем истина? Эти вопросы задает себе каждый, и единого ответа на столь важный вопрос до сих пор нет. Истина определяется как правдивое отражение объекта субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от познающего субъекта и его сознания, знания (познания) действительности. Истина часто подменяется понятием правдивости, то есть критерием проверки, что выверяется эмпирически или теоретически. Если истина ограничивается критерием проверки, это означает, что данное понятие не выходит за пределы возможного опыта. Однако объекты существуют сами по себе вне нашего сознания и, если они не подлежат проверке, это не значит, что они вне истины. Окружающий мир — реально существующий, а то, что устанавливается эмпирически или теоретически, является лишь частью в познании мира. Мы проверяем правильность мыслей об объектах познания, — являются ли они реально существующими или истинными.

В классической философии нет единого мнения относительно понятия “истина”. Понимание истины как отношение знаний к вещам рассматривалось в трудах Аристотеля и также сохранилось в традициях последующих поколений (Бекон, Спиноза, Фейербах). Платон понимал истину как постоянно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов; Кант связывал ее с согласием мысли в себе; Гегель рассматривал истину как процесс познания; Юм, Рассел, Авенариус — как связь мышления с ощущениями или взаимосогласованность ощущений. В екзистенционализме подобно определяют истину как соответствующее психологическое состояние индивида.

В целом можно выделить два подхода в трактовке истины, в зависимости от того, какой системе отражения объектов и их связей отдается предпочтение, а именно: чувственному или рациональному восприятию. Точнее сказать, истина рассматривается как способ воспроизводства реально существующих предметов и явлений окружающего мира через интеллект и (или) ощущения. Это говорит об отождествлении понятия истины с формой отражения окружающего мира в человеке. Одним словом, понимание истины сводится к подтверждению реальности (истинности) существования предметов и явлений окружающего мира с помощью чувственного восприятия и (или) мышления. В этом ли истина?

Истина связана с реальностью, которую мы познаем посредством чувств и мышления. Кант считает, что существует две реальности: та, какую воспринимает ее человек, и действительная  внешняя реальность, о которой человек не знает. Внешняя реальность, или ноуменальный мир (то, что не может быть постигнуто человеческим разумом), отражает состояние  вещей в себе. Вещи в чистом состоянии независимы от рассудка, но определенным образом взаимодействуют с разумом. Они никогда не станут известными, каковыми есть в действительности. Этот мир для человека остается феноменальным. То, в чем человек имеет опыт, не является реальностью вещей в себе, а серией проявлений феномена, который обнаруживает наш разум по отношению к ноуменальному миру.

Сей тезис представлен в довольно широком плане и можно только догадываться, что имел в виду Кант.

Интересно уяснить, на сколько и в чем внешняя реальность отличается от той, какой ее воспринимает человек? Бесспорно, реальность в целом есть иной, чем в представлениях человека. Он является частью реальности, которую отражает с помощью своих органов чувств и рационального мышления. На сколько эта реальность является другой?

Мир, который мы воспринимаем органами чувств, — реальный. Таким есть то, что видим и что не доступно видению. Так, микроскопический мир реальный, но об этом человек узнал лишь тогда, когда изобрел микроскоп. Все, что мы воспринимаем своими органами чувств, есть реальное, реально существующее. Если, например, посмотреть на пирамиду Хеопса, то ее форма, размеры, расположение будут реальными и такими их воспринимает человек. Тогда какой относительно пирамиды будет внешняя реальность, о которой индивид не знает? Внешняя реальность определяется тем, какое она имеет отражение через  органы чувств и мышление. То есть, мир, который мы воспринимаем органами чувств, отвечает внешней реальности, но она есть также в другом — в отношении мышления к этому миру или  бытию.

Разницу между внешним (ноуменальным) миром и миром, каким его воспринимает человек, можно проиллюстрировать на примере восприятия реальности взрослым и ребенком. Если для взрослого непознанные объекты виглядят феноменальными, то для ребенка все будет феноменальным. Если даже человек имеет другую картина реальности, он отражает ее по-своему, сопоставляя с общими законами физики, которые являются универсальными для неживой и живой природы, и в том он находит связь с внешним (ноуменальным) миром.

Путь к истине идет через познание. В своем развитии оно начинается от степени знакомства или ознакомления и отвечает на вопрос “Что это?” Сенсорное восприятие охватывает ощущения и мысли об объекте, которые закрепляются в памяти как внешние признаки чувственно-ментального образа объекта познания.

Следующей ступенью познания будет выяснение качественных характеристик объекта, который отвечает на вопрос “Знать какой?”, как выглядит, как существует. В памяти закрепляются качественные характеристики ментального образа объекта познания. Далее последовательно идет вопрос “Знать каким?” он есть. Это относится к общей характеристике объекта, сюда также входит дополнительное сравнение с соответствующими аналогами. Познание охватывает ментальные аналитико-сравнительные характеристики объекта, чувственно дает отражение его места в  реальной среде.

В последней степени познание достигает высшего уровня, доводя до понимания назначения объекта. Этому соответствует вопрос “Для чего?” Познание достигает своего наивысшего уровня — чувственно-интеллектуального отражения самого объекта, его целостности или частичного назначения в отношении целостного единства. Внешний образ восприятия объекта познания в конечном сводится к ментальному. Внутреннее его отражение в большей степени является чувственным, т.е. более зависимо от степени связи с психикой.

Мы говорим о простых формах “знать что” и “знать как”, однако знания о каждом объекте постоянно дополняются и откладываются не как отдельные элементы познания, а как компоненты создаваемой структуры целостности.  Это происходит помимо участия осознанного мышления, хотя в начальной стадии оно активно. Позже воспроизведение приобретенных знаний происходит путем передачи ментальных образов о данном объекте.

Процесс создания структуры целостности знаний об объекте познания осуществляется по типу ментальных образов. Это наиболее универсальная форма сохранения и преобразования информации. Обратный процесс идет путем прямого отражения чувственного образа о данном объекте или путем корректировки в мысленном поле разума, соответственно представляемой цели применения знаний об объекте. Так, например, опытный врач воспроизводит картину функционирования различных систем организма человека в чувственных образах, которые создают ее целостную структуру. По данным лабораторного анализа крови он может судить о возможных изменениях в той или иной системе организма.

Путь к истине — это достижение цели. Она является пределом того, что стремимся достичь. Конечно же, цель должна быть четко с глубоким пониманием определена.

Истина является целостной, но поскольку она есть и в частичном, то ее можно рассматривать как целостное единство, в которое входят частичные истины, и они сами по себе также целостны. Однако, как отдельно, так и в совокупности, они не раскрывают образующегося целостного единства.

В чем тогда истина? В материальных объектах, реально существующих в соответствии с нашими знаниями о них, в согласованности наших мыслей и чувств о них? Пожалуй, нет.

Материальные объекты являются истинными, поскольку они существуют, мы их постигаем посредством органов чувств. Знания истинные, если они подтверждаются эмпирически или теоретически; мысли и чувства являются истинными, если они соответствуют реальному положению вещей. Следовательно, истинность еще не является истиной, она лишь воплощена в то, что мы называем истинным.

Человек в процессе познания приобретает новые знания об объектах материального и духовного (по отношению к разуму) мира, и они становятся истинными, когда неоспоримы, т.е. подтверждаются эмпирически или теоретически. Теперь нам кажутся привычными знания о том, что Земля и другие планеты имеют сферическую форму, что Солнце находится в центре солнечной системы, что материя состоит из атомов. Раньше об этом не знали и открытия в астрономии, а также другие новейшие достижения в науке дали человечеству новые знания. Но о том, что наша планета имеет сферическую форму, говорили Пифагор и Парменид еще в V веке до новой эры, а о том, что материя состоит из атомов, писали Левкипп, Демокрит и другие философы древней Греции. Как могли знать в древние времена о форме планеты и атомном строение материального мира, не имея соответствующих технических средств? Считается, что эти знания получили благодаря умению глубоко проникать в суть вещей, что мы называем внутренним видением. Вернее,  человек способен постигнуть знания не только эмпирически или теоретически, а еще с помощью глубоких внутренних ощущений. Является ли открытие сферичности планет, атомного строения материи и другие достижения науки установленными истинами? Нет, это лишь подтверждение истинности того, что так есть в действительности.

Каждое открытие в науке, что подтверждается опытом жизни, является подтверждением истинного состояния вещей в существующем мире. Знание физиологических процессов в организме человека, их координации и интеграции на уровне различных физиологических систем от клетки до целостного организма, познание биохимических процессов на клеточном уровне — все это является подтверждением истинности того, что именно так происходит в организме человека.

Путь к истине идет через понимание связей между объектами познания. Это стало толчком в создании научных и философских теорий и те, которые подтверждаются опытом жизни, используются для объяснения истинных форм связей в природе. Человек не создал эти связи, а лишь открывает, познавая истинность их существования. Они сопряжены между собой как частичные истины и становятся важными элементами в познании целостной истины. Иными словами, это строительный материал, из которого человечество сооружает дом знаний и понимания связей в природе.

В структуре познания понятие “понимание” рассматриваем как завершающий этап в познании объектов и явлений окружающего мира, что идет в прогрессивной последовательности в ряду ознакомление-знание-понимание.

Ознакомление дает поверхностные знания об объекте познания, его визуализацию, количественные и качественные характеристики, ассоциации и ощущения. Знания об объекте дает дополнительную информацию о его внешнем и внутреннем строении, характеристику по сравнению с аналогами, способы использования. Понимание, как конечная форма познания, дает определение назначения объекта, его место как элементарной единицы в системе целого.

За последнее столетие человечество достигло значительных успехов в материальной сфере познания мира. Путь к знаниям, к пониманию связей в природе является переходом от частичного к общему. Частичным есть законы природы, общим — существующий мир. Человек не является его строителем, он создан эволюционно или Богом. Мы лишь по частям открываем для себя истину, проходя путь от частичного к общему, пытаемся достичь понимания связей в природе. Это труд ученого-исследователя: идти от частичного к общему. Философ идет обратным путем, он стремится понять саму идею целостности, перенося ее на частичное. Эту задачу в познании мира ставили перед собой греческие мыслители.

Философы прошлого принимали мир как божественное творение и, соответственно,  пытались смотреть на него глазами Творца, понять основы процесса творения. Поэтому они больше отходили от частных  вопросов, стремились получить целостное видение мира.

В процессе формирования знаний важно под каким углом зрения рассматривается объект познания. В философии больше внимания обращается на принцип причинности, на котором основывается вся система разнообразных явлений в природе и обществе. Когда причинная связь устанавливается, происходит переход в следствие, при этом мышление снова должно возвращаться к причине как начальному тезису и каждый раз вводить следующую причину в систему взаимосвязей. На сложности, возникающие при использовании этой категории, обращали внимание Юм, Рассел и другие философы.

Принцип причинности, через прерывистость, не раскрывает целостной направленности существования связей в природе. Он может иметь лишь ограниченное использование. Причинность характеризует неполные связи и не дает развернутого представления о них с позиции целого. Она может выступать как вспомогательная мотивационно-завершаемая форма между отдельными состояниями существования объектов познания. Понимание принципа существования объектов материального мира становится неполным из-за отсутствия связи с их назначением. Процесс развития мира не обусловлен причинностью. В его основе заложена целесообразность как категория, которая соответствует направленности процессов во взаимосвязях между объектами и явлениями окружающего мира.

Мы познаем истину, открывая законы природы,  доводим себе истинность их существования, поскольку природа существует по этим законам вне нашего разума; в ее существовании заложена идея всех взаимосвязей, которые есть в живой и неживой природе.

На пути к истине важно знать идею,  определяющую существование вещей или направления мысли. Идея дает понимание в ответе на вопрос “Для чего?” Она является толчком к действию, к творению. Скажем, перед тем, как конструктор приступает к разработке схемы сложного прибора, он руководствуется идеей его создания. Идея связана с вопросом “Для чего нужен прибор?”, а не где и как этот прибор будет использован. То есть речь идет о целесообразности создания прибора и в привлечении идеи к вопросу создания, категория целесообразности наиболее отвечает  пониманию истины.

Итак, по отношинию ко Вселенной, истина – это понимание идеи творения мира. Здесь не ставится вопрос о роли Творца или эволюции, а определяется целесообразность существования мира.

Теперь рассмотрим, как данное определение согласуется с пониманием истины в частичном и общем. Если, например, взять клетку как одноклеточный организм, то истина будет в понимании ее назначения, то есть в обеспечение обмена веществ, воспроизводстве, в функциях, которые она выполняет. Для клеток в составе ткани истина, наряду с названными признаками, будет в обеспечении функционирования ткани согласно ее назначению, т.е. в секреции, транспорте, сокращении и т.д. Если рассматривать организм человека как целостную систему, в которую входят различные уровни организации в порядке: клетка-ткань-орган-система-организм, то частичной истиной будет понимание функционального назначения каждой структурной единицы в системе целостного организма. Например, переваривание и усвоение питательных веществ будет установленной истиной в функционировании пищеварительной системы; так же для  кровеносной системы истиной будет поставка кислорода и питательных веществ в ткани организма.

Углубленные научные исследования раскрывают частичные истины, которые позволяют понять назначение исследуемых объектов, т.е. целесообразности их существования. И если мы узнаем частичные истины в функционировании различных систем организма, то понимание целостной истины о назначении человека не относится к области биохимии, физиологии или психологии. Этот вопрос относится к философии.

Истина не может рассматриваться с позиции статики или динамики. Эти понятия ей не соответствуют. Путь познания — это движение, оно касается человека, его разума, а не истины. Истина же заложена в идее создания как принцип организации мира, а человек путем познания достигает понимания в переходе от частичного к общему.

Кант считает, что тестом на истину является согласие мысли с объектом мышления и в том лишь только частичная истина может быть известной. Мысль является субъективной и ее объективность определяется соответствием к проверенным опытом положениям. Частичность определяется отношением объекта познания к целому. Если имеем целостный объект, мы пытаемся понять целостную истину в отношении этого объекта, хотя он сам по себе является частью другой целостности. Человек — целостный объект и установленная истина относительно него будет целостной, но частичной в отношении нации, народа, всего человечества, Вселенной. Говоря о ноуменальном мире и о лимитированности знаний человека, Кант подразумевает существование определенного барьера в познании (и, соответственно, истины), который человек не может преодолеть.

Назначение объекта является главным признаком истины, но это не говорит о том, что другие характеристики объекта не будут истинными, если не рассматривать их с позиции целесообразности. Например, физические признаки, различные формы взаимосвязей, — все будет соответствовать истине, что подтверждает их реальное существование. Но в иерархии признаков определяющими будут те, которые дают понимание целесообразности их существования. Скажем, для яблока цвет, форма размеры, вкус будут характеризовать истинность признаков, каждый из них выступает как частичная истина согласно его назначению. Так, цвет соответствует защитному приспособлению, действию солнечного света; плод защищает семена и т.д. Целесообразность, в первую очередь, не исходит от потребностей человека, а от природы. Дерево, например, создала природа, а человек лишь его посадил, исходя из собственных потребностей. Следовательно, важным условием в определении целесообразности, какую объект имеет по отношению к истине, является его место в иерархии назначения. Сферичность планеты будет истиной относительно формы как назначение, соответствующее оптимальности физического тела, но не является истиной в отношении самой планеты.

Возвращаясь к философам Древней Греции, предвидевших, что наша планета имеет сферическую форму и что материальный мир построен из атомов, получаем свидетельство того, что познание истины достигается не только с помощью средств познания, а также благодаря глубокому пониманию идеи создания (эволюции), заложенной в объектах познания.