Библия констатирует, что Господь сотворил нас вегетарианцами: “И сказал Всесильный: “Вот я даю вам всякую траву семеноносную, которая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семеноносный, вам это будет в пищу” [1]. А также, после соблазнения змеиного: “…проклята из-за тебя земля; со скорбью будешь питаться от нее все дни жизни твоей. И тернии, и волчец произрастит она тебе, и питаться будешь полевой травою” [2].
Поэтому любое живое существо – свято, и одна из 10 заповедей Божьих – “Не убий” – проста, понятна и требует неукоснительного исполнения.
Фрагмент первый. Произошло невероятное – родной брат Каин убил Богоугодного Авеля.
Итак, самый первый человек, рожденый женщиной, т.е. так, как затем будут появляться на белый свет и все остальные, оказался убийцей. Мало того, он уничтожил близкого родственника! Чего уж говорить об остальных.
Какой пример для всех последующих поколений!
А не говорит ли этот факт – и быть посему, и так будет всегда?..
Но Библия просто и понятно осуждает убийцу. Правда, немножко непонятно – почему Господь защищает жизнь нарушителя – “И сказал Господь – пусть только кто-нибудь посмеет убить Каина… И поставил Господь Каину знак, чтобы не убил его всякий встречный” [3], хотя имеется объяснение – Бог есть любовь, и Он прощает, если ты раскаялся…
Но Каин только испугался!..
Ну, мало ли непонятных мест в Святой Книге, сегодня не знаем, узнаем завтра, ведь мы созданы по образу Всесильного, а Он – Творец, значит, творцы и мы; в общем – развиваемся…
И, несомненно, следует учесть, что первый убийца в мире – не Каин, а… Авель, ибо он принёс в жертву Богу ягненка! Проанализировав этот фактор, понятно, почему Творец не уничтожил Каина – ведь тот, будучи решительным и не особо интеллектуальным, выполнил указание Писания – “око за око”!
Это и есть, на мой взгляд, наказание первому убийце, именно это – причина смерти Авеля. Родители барана не могли ни защитить своего ребенка, ни наказать виновника, человека, который обязан был данной Богом властью спасти животное.
Каин – рука возмездия!
Мне возразят – “око” Авеля, человека, которому подчинено всё на земле по воле Божьей, не сравнить с “оком” ягненка.
Не знаю, не знаю. Указания Творца необходимо выполнять, ибо вообще запрещено было кого-либо убивать.
А жертва Каина была хлебной, бескровной! Может быть, именно поэтому Творец и наказал Каина только клеймом, печатью – вот он, первый, уничтоживший человека! Но он – второй, ибо первую кровь пролил Авель.
…Еще возражение – жертва Авеля понравилась Богу!
Ну и что, ведь Творец нелицеприятен и глобален! Мало ли что в мире хорошо с определенной точки зрения, а закон есть закон! И Вождь первый должен его исполнять! И в этом сила примера! Вы представляете, уважаемый читатель, насколько мощнее были бы государства и порядочнее их граждане, если бы все цари, короли, вельможи и другие руководящие на “и” первыми честно блюли конституцию.
…Еще одно стандартное возражение – “не убий” сказано Творцом позже, при встрече с Моисеем на горе Синай, о чем говорит книга Библии “Исход”.
В защиту осмелюсь заявить, что никто не сомневается, что 10 заповедей, данных Творцом человечеству, были известны как Адаму с Евой, так и нашим праотцам – Аврааму, Исаку, Якову, ведь Господь “беседовал” с ними очень часто!
А эти заповеди – основа Единобожия.
Возьмем двух других библейских персонажей, тоже братьев, и даже – близнецов. Рыжий Эсав, мужик, охотник, человек степей, почти ежедневно рискующий жизнью, имеющий дело с кровью, как Каин – не очень далёкий, и – домосед, “маменькин сыночек” Яков, тихой сапой надувший братца на предмет первородства.
Господь же вещает: “Возлюбил Я Якова, а Эсава – возненавидел” [4], т.е. Творцу кровь не нужна, и это намного важнее других факторов …
Фрагмент второй. Рассмотрим стих: “И сделал Бог Всесильный человеку и жене его одежды кожаные и одел их” [5]. Итак, первым убийцей живого на земле был даже не Авель, а…
О, Боже, Творец Вселенной! Ведь ты же Созидатель! И что – ангел Шойхет (вальяжный убийца, высококлассный кошерный специалист), по Твоей команде, дал повод всем последующим поколениям, и иудейским, и христианским, вести и реализовывать дебаты о красном натуральном цвете?!
Такого не должно быть. Глубоко уверен, что этого и не было. Боже, но как это доказать?..
Как комментируют сказанный стих мировые мудрецы?
Евреи – полумолча: главное – Бог заботится о здоровье будущих трудящихся, поэтому заранее и приодел их капитальнее.
Православные: “В этой краткой библейской заметке, по мнению лучших экзегетов, дано молчаливое указание на божественное установление института жертвоприношений… как наречение первой жене собственного имени имело ближайшее отношение к мессианской идее, так и заклание жертвенных животных символизировало собою ту же самую идею” [6].
Протестанты: “С этой целью “в жертву” было принесено животное или животные… по наступлении “полноты времён” Бог принял жертву Иисуса Христа, и на основании этого искупления облекает верующих в “одежды праведности” [7].
Т.е. шкура “агнца” Иисуса на Голгофе скрыла грехи всей христианской рати человечества!..
А, может быть, вопрос решается просто – первобытный человек вообще не имел собственной кожи, и Творец её просто нарастил?!..
Фрагмент третий. Пришло время, и убийство животных стало нормальной схемой. Это разрешение Всесильного мы получили сразу после всемирного потопа.
Народ был диким, верил всяким “видимым” божкам – баранам, солнцу, воде и пр., приносил им различные жертвы, в том числе с кровью, в том числе и человеческие.
Жертвоприношением Авраама Господь показал, что человек из списка жертв при Единобожии – исключается.
Далее – чтобы навести порядок в процедурной части, Творцом дано указание – жертвы приносить централизованно, в одном месте – Иерусалимском Храме.
Затем был разрушен Иерусалимский Храм. Одна из причин этому, на мой взгляд, – навсегда покончить со страшным анахронизмом – с жертвоприношениями, связанными с пролитием крови.
Действительно, через пророка Творец вещает, что Ему достаточно жертвы уст наших, т.е. молитвы [8].
К этому времени люди стали цивилизованнее, уже были серьезные достижения в области науки и техники, философии, астрономии – Господь приоткрывал нам горизонт знаний, хоть и достигнуть его невозможно.
Вернувшись к евреям – придет время, будет отстроен Храм и будут в нем молиться. И, естественно, никаких других жертв, кроме молитвы, никакой крови!
Все, кто останется за пределами Израиля, будут нести Слово Божье, сев за круглый стол с представителями других религий.
Не исключено, что процесс духовного единения ускорит Мессия.
А затем, как прогнозировал великий пророк [9], волк будет жить вместе с ягнёнком, а лев, как вол, будет есть солому, т.е. вновь наступит эра вегетарианства.
Всё вернется на круги своя!
Вернемся и мы к отправной точке – первой крови. Повторимся – она была угодна Богу. Жертвенные убийства свершались по указанию Всесильного.
Не странно ли – Творец вроде бы начал с вегетарианства, но быстро, практически в самом начале, стал приветствовать кровеизлияние.
М.б. потому, что человек, использовав свободу выбора [10], сам сделал решительный крен в сторону жертвоприношений? Ведь легче, сделав то, чего хотел, затем покаяться Богу, хоть далеко не от всей души, и отдать, откупиться животным?
М.б. нужно стремиться к минимуму крови, хотя этот процесс и необходим, и неизбежен?
А, м.б., приодев нас в “фирмовую” кожу, Господь вообще хотел показать, что животные созданы не для пропитания, а для использования в людском хозяйстве?
Фрагмент четвертый. В иудаизме имя библейского человека определяет его сущность, его жизненные качества.
Имя Авель переводится по-разному – суета, пар, туман, дыхание, ничтожество [11].
Каин же четко фиксируется – приобретение [11,12]. Приобретение для всего человечества!
Каин – боец, созидатель, руководитель. Куда уж женопослушным в дальнейшем “Адамам” и недалеким, но исполнительным, угодным для хозяев, “Авелям”!
Каин, внешне презренный Самим Богом, построил город, нарожал деток, уничтожил человека, убившего беззащитное животное, верившее и любящее своего хозяина; Каин дал пример всему человечеству – делать, работать надо! Несмотря ни на что!
Ведь от кипы извилин не бывает!
Кредо каинов: лес рубят – щепки летят. Жертвы – суровая необходимость, часть общего дела.
…”Каинова печать”: руки сельхоз-труженика и кузнеца, лоб – решительного творца, профиль – бойца.
…Часто новое создается уничтожением старого!
Поэтому Каина боялись и чурались.
…Нельзя быть одновременно покорным исполнителем и активным, творческим созидателем.
Авелей – множество. Каинов – единицы. Хотя те и другие – необходимы, долго жить должны Каины!
Но оба они – убийцы. Таки – да, таки значит, что неестественная смерть – “узаконенная” Творцом часть нашей жизни, т.е. это – естественно?…
Но первый из них неверно использовал указание Божье: “Пусть властвуют люди …над скотом” [13], второй, как символ жесткой справедливости, показал, что любое убийство, не связанное с защитой – наказуемо.
Творец – справедливость в объеме. Поэтому, как компенсация насильственной смерти на земле, по идее, должен быть послегробный, активный, творческий и справедливый мир.
Хотя не исключён вариант реинкарнации. И сын вора может стать тёщей короля.
Нормально просматривается и позиция иудеев прогрессивного иудаизма – Господь через Моисея дал человечеству скрижали с 10-ю заповедями, а Тора написана людьми и корректировалась ими же.
Поэтому и появились в Святой Книге никому не нужные (кроме колена Леви) жертвы с кровью и массой соответствующих недоразумений…
Фрагмент пятый. Обратим внимание на один важный штрих – богопослушный, исполнительный Авель не оставил наследства. Значит, дело на земле, которому он посвятил жизнь, не дало человечеству чего-то существенного, стимулирующего развитие, т.е. жизнь, по большому счету, прожита зазря?
В иудаизме считается, что бездетность – наказание Божье. И это – другая сторона “медали” за невинно пролитую кровь?
P.S. И всё же есть еще один вопрос, который никто из нас, верующих в Бога Единого, и не задавал громко вслух, и не отвечал даже тихо-тихо: мы созданы по образу и подобию Всесильного; и хотя толком ещё никто не ответил – что же они представляют, можно с уверенностью утверждать, что сие что-то глобально хорошее, а точнее – прекрасное. Так почему уже самые первые люди оказались такими слабыми к плохому – Адам с Евой согрешили, Авель и Каин – убийцы, а затем вся история человечества, несмотря на различный контингент действующих лиц, имела массу нарушений, от самого малого, до грандиозно большого – убийства?
Неужели для того, чтобы мы постоянно развивались как в религиозно – духовном, так и физическом, нужна такая борьба противоположностей, которая приводит нас только к шаткому локальному единству? А, судя по солидной уже истории человечества, приближающейся к шестому тысячелетию, конца и края ненависти нашей друг к другу – не просматривается.
И, самое обидное, что мы всё это понимаем, но сделать, по большому счету, можем очень мало.
…А, может быть, нам это пока, или вообще, и не дано?
…Только, пожалуйста, не будем прикрываться телом Мессии – мол, придет и всё для нас за нас, бездельников плюс нарушителей, и сделает…
А, может быть, как крайность, мы просто “отсиживаем” в аду за прошлые “дела” на иной, родственной планете, но Бог нам этого не сообщил?..
Литература
- Бытие 1:29
- Бытие 3:17,18
- Бытие 4:15
- Малахия 1:2,3
- Бытие 3:21
- А.П. Лопухин “Толковая библия” 1 том, С-Петербург 1904
- Протестантская библейская миссия СЕО, стр.29, ООО “Демос”, 1994, Киев
- Осия 14:3
- Исайя 11:6,7
- Второзаконие 30:15
- Библейская Энциклопедия Брокгауза; Авель – дуновение, ничтожность; Каин – приобретать, добывать.
- Краткая Еврейская Энциклопедия, том 4; Каин – приобретать, получать, производить
- Бытие 1:26