Время и пространство в пентаграмме категорий

Предисловие
“В плане диалектическом Небытие должно соприсутствовать Бытию.

Онтология мира была бы неполна без рассмотрения Небытия.

Бытие нам дается через Время, и переход от Бытия к Небытию если и может быть понят, то только через понимание Времени.

Небытие дано нам только намеком. Оно не дано нам в опыте, так как находится вне Времени – грамматики, создающей те Тексты, через которые человек взаимодействует с Миром.

Через Небытие, расчлененное Временем, человек оказывается сопричастен всему Существующему и Несуществующему.

Небытие – предельная реальность Мира”.

(В.В. Налимов, Ж.А. Дрогалина, “Реальность нереального”, 1995, с.91)

1. У А.Ф. Лосева начинался диалектический анализ подчас прозаично: если выделить исследуемую область, это будет бытие и небытие (инобытие), “нечто” и “иное”, тогда граница есть “становление”. “Нечто” и “иное” отличаются всегда принципиально – это отличие, фактор подвижности (принципиальная отличность неких фазовых “меональных” организационных начал), который ведет к разному составу антиномий внутри и снаружи. Говоря современным языком физики – это открытая система с внутренней направленностью. Мы в данной статье не касаемся предельных антиномий Бытия и Небытия, а работаем с пентаграммой категорий как с онтологической конструкцией, которая всегда на стыке этих категорий.

Антиномия “нечто” может быть Тождество и Различие, или более радикальное – Одно и Сущее. Антиномия “иного” как правило, это Покой и Движение, или Ставшее и Проявление. Впрочем, в разных своих произведениях А.Ф. Лосев использовал разные антиномии и диалектические схемы, но особенно выделял пентаду.

Творчество А.Ф. Лосева ценно с разных сторон, но на наш взгляд, особым отношением к диалектике. Мы, по мере сил, пытаемся развивать его учение. Ограничением в его методике можно считать не проявленный “синтез” (часто все останавливалось Тождеством и Различием) и отсюда ограниченный круг взаимоувязанных антиномий. “Синтез” это не только присутствие предыдущих двух антиномий в третьем (преемственность), но и рождение Нового как фактор Свободы (Демьянов В.В.), а Свобода это эволюционное достижение. Налимов это Новое оформлял как спонтанность присущую силлогизму [1], как вероятностную распаковку семантического вакуума. Поскольку нас интересует жизнь и судьба Нового, то самое главное внимание мы уделяем диалектической триаде и пентаде. Мы осторожно раздвинули границы традиционной диалектики, добавив понятия “вход”, “выход”, “коммуникационный текст”, как дань современности, ни в коей мере не задев основные принципы диалектики. Кибернетика – первая из наук, которая вплотную примыкает к диалектике, поскольку использует понятие “связь”. Уже в следующей статье мы поменяем “коммуникационный текст” на Текст В.В. Налимова – это просто издержки написания в режиме “on-line”. Плодить лишние сущности нам ни к чему.

Таким образом, диалектика (эвалектика) имеет громадные познавательные преимущества мировоззренческого плана. Во-первых, есть возможность исследований любого познавательного диапазона (категориальное мышление). Во-вторых, это “открытая система”, а не “закон сохранения” для локальных областей.

2. Представьте себе швейную фабрику, где у директора по производству идет рабочее совещание. Очередная проблема – задерживается поставка двухсторонней молнии. Задуманная к выпуску молодежная двусторонняя курточка, которую можно носить в двух вариантах – с одной стороны каттон (джинс) с другой флис, под угрозой срыва. Надо решить, что делать – снять с подготовки к производству и заменить на другую модель, либо выпустить с односторонней молнией, которая имеется в наличии. А тогда какой верх должен быть у курточки: джинс или флис? Решение любой проблемы – это всегда компромисс всех сторон с максимумом экономической эффективности. Решили выпускать с односторонней молнией, но разный верх, в пропорциях, определяющихся предыдущим спросом. Составили протокол рабочего совещания, который мы определим как организационную структуру пентаграммы категорий, показанную на Рис. 1.

Пентаграмма производственного совещания
Рис. 1. Пентаграмма производственного совещания.

Данную ситуацию (производственного совещания) философски можно рассматривать с разных сторон. Можно рассматривать как антиномию Руководитель – Подчиненные (и приписать им единство и борьбу противоположностей). Можно как триаду Проблема – Возможности – Решение (ну тут есть опасность что “решение повиснет в воздухе”). Можно на проблему посмотреть с кибернетической точки зрения, как на формирования обратной связи для “компенсации” проблемы. Но лучше всего как пентаграмму категорий, то есть как законченный онтологический конструктор. Говоря “законченный онтологический конструктор”, мы подразумеваем, что пентаграмма категорий обеспечивает сотрудникам фабрики их способ существования (их Бытие Сущего) на всех планах деятельности. Формальным актом этого существования является некий коммуникационный текст (текст не в смысле протокола, а реальных организационных и материальных результатов сотканных из со-Бытий, сопровождающих пентаграммы).


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


Отстраняясь от совещания, получается довольно странная ситуация в нормативном (однородном параметрическом) времени: – в кабинете появились сотрудники, потом пентаграмма категорий как некий паттерн. Сотрудники ушли, и от пентаграммы категорий, которая только что “витала в воздухе”, остался только “материальный” листок протокола рабочего совещания. А по организационному этикету неких корпораций и листочка может не остаться. Но сейчас нас интересует особый, третий статус данной пентаграммы – Решение. Что стоит за этим моментом встречи мудрого взгляда руководителя и смелых взглядов, уверенных в себе подчиненных, когда ставится вопрос – “Все согласны?”. По нашему мнению, в психологии сотрудников здесь происходит раздел между Прошлым и Будущим, который и есть то неуловимое Настоящее. Это момент эффективного согласия Сил выражающее объективную необходимость субъектного выхода из ситуации. Это момент координации Прошлого и Будущего для психологов и момент центральной фазы включения Времени для менеджмента (“включили счетчик”). Для философов это со-Бытие, в первую очередь. Мы бы еще добавили – это третий, существенный аспект времени – синхронизация (оптимизация) Времени фабрики, за которой стоит изменчивость, в форме интересов разных служб производства, как вектор максимально эффективных усилий.

{Почему судья, оглашая приговор, стучит деревянным молотком? Почему “чокаются” бокалами после того как сказаны пожелания? Что стоит за этими ритуалами?}

3. Сотрудники совещания в вышеприведенном примере разошлись, и в нашем понимании структура совещания распалась в физическом (определяемом на основе некого периода) времени. Но Природа созидательна, и она может структурировать свою пентаграмму как устойчивую материальность.

Мы всегда, рассматривая любые явления, масштабируем свой мысленный взор. Мы можем посмотреть на человека как на активное явление и определить его как субъект. Можем “увеличить его двукратно” и тогда в организационно-морфологическом плане увидеть его состоящем из мышц “иное” и внутренних органов как “нечто” (и выйти познавательно на “Принцип пятьдесят на пятьдесят” [2]). А углубившись ниже в “нечто” – мы можем увидеть пентадные структуры организма. Одной из таких пентадных структур является нервная система. Но сама нервная система тоже представляется как двойственность, и делится на вегетативную и соматическую. В организационном плане, направленном на выживание, нервная система представляет собой пять отделов: периферические нервы, спинной мозг, продолговатый мозг, мозжечок и кору больших полушарий, как показано на Рис. 2.

Пентаграмма категорий для нервной системы человека
Рис. 2. Пентаграмма категорий для нервной системы человека.

Мы не гарантируем очень детальную интерпретацию функций и морфологию, но в целом нервная система, подтверждает организационную структуру соответствующую пентаграмме категорий:

1. Периферические нервы обеспечивают нас первичной информацией в виде сигналов “различия”.

2. Спинной мозг создает возможность создавать рефлексы за счет механизма отожествления. Интересный факт, как свойственное этой стадии появление меры, стоячей волны, нашел четкое воплощение в строении позвоночника как ряда одинаковых (тождественных) структур. То есть “онтологический конструктор” – это не красивое выражение, а способ организации, который по содержанию (статусу пентаграммы) всегда одинаков, а по форме отражает определенный эволюционный план.

3. Продолговатый мозг, ствол можно назвать синхронизационным центром, поскольку координирует дыхание, пищеварительный тракт, сердечную деятельность, тонус скелетных мышц. Одним словом здесь основной дескриптор концепции Времени – синхронизация внутренней и внешней деятельности.

4. “Мозжечок как надсегментарный орган, входящий в систему регуляции движений, выполняет следующие важные функции: 1) регуляция позы и мышечного тонуса; 2) сенсомоторная координация позных и целенаправленных движений; 3) координация быстрых целенаправленных движений, осуществляемых по команде из коры, больших полушарий. Эти функции мозжечка наиболее удобно разбирать в соответствии с топической классификаций его отделов, основанной на характере эфферентных связей” (http://www.distedu.ru/edu4/p_12_2). Как мы видим из этой цитаты, мозжечок направлен на коммуникацию во внешнем проявлении. Это структурный центр, закладывающий элементы будущих сложных движений.

5. Кора больших полушарий – анализатор входящих сигналов и место формирования внешнего поведения. Окончательная точка, создающая коммуникационный текст для своего Проявления.

{1. Нас не должно смущать, что кора больших полушарий делится на левую и правую часть, либо какие-то другие структуры. То, что кора больших полушарий представляет собой триаду из антиномий Левого и Правого генерирующего Новое, не мешает работать пентаграмме нервной системы как целому. Именно Время создает исходную предпосылку суперпозиции (наложения) организационных процессов во всех планах, поскольку для континуума все как бы в одной точке.

2. Любая теория должна объяснять максимальный круг явлений. В связи с этим интересен феномен осьминога Пауля, угадавшего восемь результатов из восьми итогов футбольных матчей кубка мира 2010 года. Вероятность именно “угадывания” порядка (1/2)8 = 1/256. Это говорит о том, что это не совсем “угадывание”. В этом есть закономерность. Для нас эта закономерность в том, что осьминог беспозвоночное животное (тупиковая ветвь) и его нервная система имеет определенную специфическую структуру. Поскольку у осьминога “спинного мозга” нет как такового, его первая антиномия “чувствительность – мера ограничений” очень сдвинута в сторону чувствительности, которая для него естественна. В этом плане третий статус нервной системы, который отвечает за “смычку” Прошлого и Будущего и координирует Настоящее у него в привилегированном положении. Иными словами, он может “сканировать” Будущее в своем семантическом мире принципиально лучше, чем хордовые или позвоночные, по нашему мнению.}

Время в пентаграмме категорий

По нашим представлениям базовая пентаграмма категорий, предшествующая большинству вышестоящих организационных состояний, может быть представлена в следующем виде, как на Рис. 3.

Пентаграмма категорий для исходного физического мира
Рис. 3. Пентаграмма категорий для исходного физического мира.

Данная пентаграмма категорий отражает нашу интерпретацию картины мира, исходя из модели Вселенной, изложенной В.В. Демьяновым в “Эвалектике ноосферы” [3]. Если существует, вращающийся с постоянной частотой, праатом в составе суперструны, который имеет ассиметричное строение в отношении диаметра к длине, и, который встроен в замкнутую струну, которая пульсирует между двумя крайними состояниями, то Время будет той характеристикой, которая отображает организационное (фазовое) состояние любой системы. В этом случае Время будет нести план той субстанциональной “подложки”, который отражает пентаграмма категорий. Для пентаграммы физических явлений это будет Сила,  для экономической системы Производство, для производственного совещания Решение, для социума Разум, для черт характера Воля и т.д. и т.п.

В такой интерпретации, для нас (субъектов), третий статус пентаграммы Время делит вертикальной чертой левую и правую часть пентаграммы на Прошлое и Будущее.

Таким образом, Времени, согласно прямому взгляду на пентаграмму категорий, свойственны три главных аспекта:

  • направление (постоянство от симметрии – символ: “тезис”, “длительность”, “отрезок”, “среднее”, “интеграл”, “порядок”);
  • изменение (изменчивость от асимметрии – символ: “антитезис”, “мгновение”, “точка”, “отклонение”, “дифференциал”, “хаос”);
  • синхронизация (как синтез симметрии и асимметрии в существовании конечного Единого – символ: “синтез”, “единство”, “соотношение”, “оптимальность”, “гармония”).

Именно эти три аспекта Времени составляют невырожденную “трехмерность” онтологического Времени (если так метафорично можно высказаться о континууме, который всегда линейно упорядочен). Как мы видим, композиция самого Времени не простая. Она представляет собой диалектическую триаду, которую мы рассматриваем как аспекты, поскольку Время выступает у нас в пентаграмме как единая категория. Но такое диалектическое членение дает нам определенные познавательные возможности.

Триада – это первичная определенность. В определенности можно ориентироваться, синхронизироваться, координироваться …, потому, что есть ссылочная циклическая целостность. Даже если мы из Нового “бросим” следующую триаду, мы найдем дорогу назад как по веревочке. Это то, что мы ранее определили как преемственность, и что привело нас к пентаграмме как диалектическому конструкту.

В триаде преемственность, а, следовательно, определен исходный первый член – направление. Причем, мы пониманием исходную мощь его выразительности – хоть числовой ряд, хоть ось координат, хоть “до”, “ре”, “ми” – все равно здесь присутствует направление (как качественность). Да, этот наш выбор субъективный. Нам полагать выбрать ли изменчивость (стремление к хаосу) или направленность (стремление к порядку). Это естественно и никак не уменьшает или ограничивает диалектику, а, следовательно, онтологию.

{Если мы рассматривает скорость кровотока через артерию, то направлением будет среднее значение скорости. Изменением будут сами пульсации на фоне кровотока как отклонения от средней скорости, а синхронизация – это изменение периода пульсаций скорости. И если аритмия у человека, то мы прекрасно понимаем – это десинхронизация.

В жизни мы встречаем более сложные временные конструкции, когда, например, меняем все четыре колеса. Это иерархический процесс, в котором есть вложенные циклы. Макроцикл – это мы должны сначала надеть колеса, микроцикл – потом закрутить пять гаек. Таким образом, получается системное “дерево” из четырех колес и пять гаек в каждом. Причем, вы не можете исключить стадию “надеть колесо” – потому и Иерархия. Но Иерархия проявляется в Пространстве (вы же ходили вокруг машины), а до Пространства существуют только три аспекта Времени.

Внимание! Этот пример с кровотоком и колесами – это наш способ использования второго аспекта Времени, что бы встряхнуть вас, и вы включили свой первый статус пентаграммы – Внимательность! Все это вышеописанное неверно – это описания следствий Времени, а не Времени! Поэтому этот часто используемый термин “временная иерархия” к онтологическому Времени у нас не имеют отношения, так как это Проявление Материи, пятый статус. Иерархия, как Структура, у нас четвертый статус.

Судите сами. Экспериментально доказано существование в нашем Мире громадного динамического диапазона. От колоссальной частоты вращения суперструны до инфра-периода в сотню миллиардов лет. Нам говорят, иерархия – это вложенности этих периодов – согласны! Тогда что такое переход между этими уровнями, если Мир сплошная цикличность? И что это за мир людей с их “прямоугольным” построенным пространством, где они цикл используют в колесах автомобиля, и радуются как дети формуле Пифагора для прямоугольного треугольника?

Мы не будем здесь развивать эти мысли. Предполагаем, если вы на листе бумаге начертите слегка изогнутую линию, это будет ближе к понятию Времени, чем “временная иерархия”, “темпоральность” и прочие термины – производные от Времени. Возможно, вам поможет понять Время цитата из книги Александра Волкова “Информативная мистика” с. 263:

“Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

433311166622226661113334”

Возможно, в этой формуле вы увидите и направление, и изменение, и синхронность. Возможно. Возможно, автор не прав. Возможно.

Почему автор выбрал линию на листе бумаге, а не кружки разных диаметров – цикличность? Потому, что он Субъект и ему делегировано право Выбора. Потому, что он в “ряду” с другими человеками символ Единства, который отражает во временном спектре инфра-период. Потому, что для него удивление, что человек может двигаться по прямой в этом циклическом мире и переходить с одного организационного уровня на другой. Потому, что у него есть Вера. А Вера подсказывает что синергетика, мало что даст, идя от хаоса к циклам (Ура! Бифуркация! Есть два цикла!). Ну не понятно нам, как можно, живя под восходящим и заходящем каждый Божий день Солнцем искать в хаосе Порядок. Потому что, в изогнутой (слегка) линии автор видит жесткое Единство Мира. Поскольку он Субъект (следующий статус по отношении к Объекту), он обязан мыслить диалектически. Пусть будет первый статус Времени – направление, второй – изменение. Плавная линия один из символов Времени.}

Мы не должны на этом этапе пытаться придать Времени некие “опорные” параметры, типа Движения. Нет, мы не будем пользоваться “опорой” в определении, поскольку ниже уже субстанциональность. А где-то нам надо начинать. Время – это и есть исходная точка атрибутивности. А если мы определили Время как триаду, то можем определить каждый аспект Времени через два других. Изменчивость – это отсутствие синхронизации в направленности. Направленность – это отсутствие изменчивости в синхронизации. А синхронизация – это направленность изменчивости.

При таком системном определении Времени нам не важна природа процессов. Будь то музыкальное произведение, двигающийся автомобиль или балет на льду – это уже не важно. Это уже дело математической техники – анализ спектров, ряды Фурье и т.п. Кстати, вот ряды Фурье – хороший пример интерпретации Времени: частота символизирует изменчивость, амплитуда – направленность, количество членов ряда – синхронизацию. Ряды Фурье – это символ выразительности диалектики через математику.

Возвращаясь к суперструнной модели В.В. Демьянова. В его модели праатом изначально имеет вращательную частоту, которая не меняется. Говоря онтологическим языком, модель имеет исходный фактор Времени – направленность изначально (прообраз спина). Изменение создается углом между праатомами, которое, вне своего локального конструкта, может менять проекцию вращательного момента. Синхронизация Вселенной осуществляется инфра-периодом изменения угла между праатомами, которая задается замкнутой суперструной. Эта модель, в первую очередь, онтологическая, поскольку позволяет “предметно” понять, как работает животворящая Плоть Единого. Постоянная Планка, как одна из констант в расчете модели играет роль “организационного люфта”, хотя она и константа (показано ниже). В этой модели В.В. Демьянов показал работу триадного конструкта <t,r,Ψ> (t – Время, r – Пространство, Ψ – содержательность). Мы развиваем эту модель в диалектическом плане. Ясно, что данная модель созвучна идеям Ч. Дарвина.

{Симметрия и Асимметрия антиномии, достаточно глубокие и органически связаны с понятиями гармонии. Синусоидальные колебания часто называют гармоническими. При этом мы не должны забывать, что синусоида (sinφ) это проекция простого кругового (линейного математически) движения φ = 2πt (φ – угол поворота в радианах, t- параметр) на прямоугольные координаты. Таким образом, Симметрия и Асимметрия это еще и вопрос соотношения координатных систем (линейности и нелинейности). В этом плане “прямоугольное” пространство – это способ Субъекта создавать собственное Пространство.}

Синхронизация во Времени

Можно с большой долей уверенности сказать, что вот третий аспект Времени – синхронизация, оно не особенно отражен в философии (пожалуй, только в холизме). Его нет у Хайдеггера ни в “Бытии и времени”, ни в “Пролегоменах к истории понятия времени”. Этого понятия нет и в определении Времени в Философской Энциклопедии [5]. Это слово не особенно жалуют современные философы. Оно пользуется большим почетом на производстве и в менеджменте.

Время, совместно с Симметрией, создает Пространство. Благодаря этому мы и можем находиться в Пространстве. Но синхронизация во Времени – это согласованность в первую очередь движений, а не размещение объектов пространства (координация). Это то, что присуще организму в синхронизации деятельности его мышц и всех органов, главный фактор многоликой адаптации. Трехмерная вырожденность пространства (все три направления качественно одинаковы) дает возможность однозначной (в субъективных понятиях) координации. За этой вырожденностью (в которой взяли главный аспект Времени – направленность) стоит Время. Направленность, изменчивость и синхронизация проявляют себя в пространстве как физическое Поле. Изменение, например, как градиент, направление как векторная величина. А синхронизация как обычная длина (ведь направление пространства надо как-то разбить).

Третий статус пентаграммы категорий, который в исторической интерпретации, пожалуй, лучше всего отражает категория Становление, не только сводит вместе Симметрию и Асимметрию, но и “нечто” и “иное”. Мы не должны забывать, что у Становления (Бытие Платона) нет “антитезиса” в плоскости пентаграммы. Это означает, что его “антитезис” за рамками данной пентаграммы. Поэтому третий статус пентаграммы категорий имеет особое значение. Это особое значение и отражает третий аспект Времени – синхронизация “по вертикали”, как факт Единства Мира в антиномии Бытие-Небытие, выходящей за плоскость конкретной пентаграммы категорий.

Рассматривая синхронизацию как Новое в триаде Времени, мы понимаем, что это не просто сложение гармонических колебаний (здесь нет Нового). А это генерация Нового. А генерация возможна только на сложных (нелинейных) структурах. Такой структурой и является “Плоть Единого” (В.В. Демьянов).

{1. Каждый радиотехник знает, что генератор на линейных элементах собрать невозможно. Обязательно нужен нелинейный элемент – диод, триод, конденсатор. И тогда при наличии достаточного усиления возникнут автоколебания.

2. Синхронизацию образно можно представить на таком примере:

Вот есть синусоидальное колебание, в котором отсутствует направленность. Отсутствие направленности и факт одного колебания означает, что синхронизация отсутствует, то есть ноль. Теперь пусть есть направленность (как струя постоянной воды). Какой бы отрезок струи мы не выбрали, синхронизация не изменится. Это эквивалентно предельной синхронизации. Если есть пара разных по периоду синусоидальных колебаний, то всегда наступит момент их совпадения по фазе, и мы можем сказать о какой-то численной конечной синхронизации. И интуитивно можно понять, что речь идет о некой фазировке. Еще шажок мысленной “свертки” и мы понимаем мысль В.В. Демьянова о развертке интерьера Мира как фазовом состоянии. При этом триада Времени как бы и не нужна для мысли, потому что “щелк” – новое информационное состояние, “щелк” – новое. Это Новое всегда организационно квантовано.

3. Пространственная координация обычно увязывается с системой координат, позволяющей указывать детерминировано на каждую точку пространства. Синхронизация во времени (в обычном понимании) касается скорее фазовой зависимости, если например, рассматривать бегуна как динамику его ног и рук. Для нас естественно, что частота левой и правой ноги при ходьбе и беге одинакова (трудно представить даже иное). Естественно мы говорим о неком локальном времени.

3. Одним объяснением того, что все процессы во Вселенной взаимоувязаны, является торсионные связи, скорость передачи информации по которым практически мгновенная, но конечная!}

Синхронизация в диалектическом понимании, таким образом, выступает как адаптационный механизм на уровне рассмотрения систем или организмов. А это значит, что в развитии всегда должна поддерживаться направленность и изменчивость, как императив целого. Если бы синхронизация осуществлялась в рамках одной пентаграммы, все быстро бы закончилось устойчивостью спектра частот (сформированным Текстом). Но для Эволюции, третьему статусу пентаграммы категорий необходимы все три аспекта Времени. Если второй аспект Времени будет отсутствовать, то это будет просто направленный поток (по типу водопровода). Если первый аспект Времени отсутствует, тогда получаем хаос. И только все три аспекта создают Время, но при обязательном участи Плоти Единого. Получается, что неизменной величиной в нашем диалектическом мире только и остается эта самая Плоть В.В. Демьянова, исходно задающая необходимые параметры нелинейности. А все ее атрибуты постоянно меняются.

Синхронизация осуществляет формирование порядка в Мире, удерживая баланс между изменениями и направленностью в связи с инфра-периодом. Вспомните Дарвина: изменчивость и наследственность в жестких рамках Единого (ограничение ресурсов) путем отбора формирует эволюцию. Всех всегда смущал отбор. Но отбор это форма Проявления, или отклик на Время, содержанием которого является синхронизация Времени.

Поскольку на все абсолютно распространяются диалектические принципы, то с познавательной точки зрения нам доступны только атрибуты субстанциональности. О самой субстанциональности говорить не приходится, что гениально выразил Витгенштейн седьмым тезисом: “О чем невозможно говорить, о том следует молчать”.

Исследование пентаграмм категорий представляет интерес в нескольких ракурсах: во-первых (“горизонтальный”) в плоскости пентаграммы, как ближайшие связи, во-вторых (“вертикальный”) как связь между различными плоскостями пентаграмм определяемый одинаковым статусом категорий, в-третьих, обмен “коммуникационными текстами”.

В плоскости физических явлений (физика Ньютона) на месте Времени находятся Сила.  Силы в физике представляются как трансцендентная сущность любого явления. Их никто никогда не видел, но их проявления ощущал каждый. Они трансцендентны, потому что взаимодействие и Силы всегда проявляются на субстанциональном уровне. Их могли только представлять из чувственных данных – отсюда корни и витализма как “жизненной силы” и таких понятий как энтелехия. Силы – это проявление Времени, где преимущественная роль отводится первому аспекту Времени – направленности. Если в области физических Сил мы еще что-то можем представить себе взаимодействие, особенно вникнув в “Ритмодинамику” Ю.Н. Иванова, то в области химических Сил это сделать, будет уже труднее. Однако и здесь мы уже проложили путь, когда построили пентаграмму для обмена веществ [6]. В этой пентаграмме третий статус занимает обмен ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота́). В обмене веществ, через ДНК делегируется фактор Времени в клетке. Именно кольцевая структура ядра клетки символизирует равнозначный доступ к информации в возможности синхронизации и координации жизнедеятельных процессов клетки как возможности реализации химических Сил. Именно здесь работает машина Тьюринга, переписывая Текст.

Как мы отмечали, характерным моментом формирования Времени является присутствие нелинейности. С этой точки зрения интересен закон Гука, где сила пропорциональна расстоянию (линейна). В единстве с материальной точкой (нелинейный характер силы) в маятнике они создают гармоничные автоколебания, как бы не находя выхода развитию. В этом смысле устойчивые структуры, как плацдарм “косного”, создают “задел” развитию (В.В. Демьянов). Что еще раз говорит о необходимости единства всех аспектов Времени.

{1. Представьте себе, если бы со-Бытий не было бы в ньютоновском мире материальных точек. Согласно второму закону они бы двигались по геодезическим линиям в вечном круговороте по инерции. Могла ли возникнуть жизнь при таких обстоятельствах? – Нет, хотя второй статус пентаграммы как самотождественность имеет место быть. Третий статус пентаграммы категорий для присутствия в Настоящем (Бытие) требует наличия со-Бытий. Без постоянного присутствия второго аспекта Времени – изменения, все пришло бы в динамическое равновесие. Без присутствия первого аспекта Времени в мире царил хаос. Синхронизация – это диалектический “синтез” Времени, и ответственен за динамическое поддержание как энтропийных, так и информационных процессов. Важно понимать, что термодинамические законы и Эволюция – следствие осуществления Времени, а не наоборот!

2. Вы сидите в кресле и смотрите телевизор. Бьется ваше сердце, дышат легкие, пульсирует кровь … . Если никаких изменений не происходит (в ваших ритмах), то вы либо спите, либо в глубоком трансе. Но, вот вы решили двинуться на кухню к холодильнику, налить соку. Внутреннюю интенцию вы превращаете в некий скоординированный ритм ваших мышц. И не только ритм – вы ведь переместились в “прямоугольном” Пространстве (линейно), а это нелинейный процесс формирования Времени (мы имеем в виду понимание рядов Фурье). Психологически вы можете объяснять это наличием Сил (жаждой). А феноменально? В сущности, что такое жизнь с философским представлением Времени? Жизнь – это, делегированная Единым, владение возможностями Времени, его осуществления Субъектом в Выборе. Это присутствие всех трех аспектов Времени. А отсюда уже “способ существования белковых тел”, если хотите. И обратите внимание как узко это историческое понятие для нашего времени, которое выражает всего лишь обменный поток – первый аспект Времени. А где же второй аспект изменчивости – ведь мы рождаемся и умираем. А где же третий аспект – мы приспосабливаемся к окружающей среде, друг к другу. Не разобравшись до конца в исходных понятиях Времени, мы не поймем Другого (ну разве что предикативно припишем “нечто” ему в своем психологическом пространстве) и все остальные социальные аспекты. Жизнь – это ресурс Времени Единого предоставленный Субъекту на договорных условиях Синхронизации. (Но как гениально прочувствовал Ф. Энгельс диалектические планы Бытия!)

3. Так, согласно представлениям В.В. Демьянова, Время – “это фазово-структурная изменчивость и циклическая текучесть Плоти”. Эта фраза объяснят практически все. Но даже это не главное в понятии синхронизации для человека! Главное, что в условия Монизма Плоти Время в физическом аспекте, как частотно-фазовое, взаимоувязано во Вселенной. (Инфра-период порядка 100 миллиардов лет держит все другие времена (периоды) образующие способом гетеродина в жестком информационном законе развития к точке “Омега” и потом дальше вниз …). Это же касается абсолютно всех процессов. В конечном итоге, у Времени свои требования – выдержать все три аспекта. Нельзя сказать о Времени “как хочу, так и кручу”. Вы не можете бегать по заполненному вагону метро без ущерба для себя (вы в потоке). Сама Земля и ее ритмы заставляет синхронизировать процессы (циркадные на уровне биологическом, энергетические на уровне экономическом). Вы во Времени, оно в Вас и все в Едином. Если вы что-то не сделали вовремя, или слишком поспешили на пешеходном переходе, Вселенная не остановится. Но вы можете оказаться десинхронизированным до нуля. Вы можете частично “выпасть” из Времени. Хотя для Времени наша этика социума безразлична – оно, само Время, создает этику посредством нас. И убийцы спокойно доживают до естественной смерти, и достойные умирают нипочем зря. Иными словами, существует один единственный закон оСуществления Времени (о сохранении тут говорить не приходится, и мы “намекаем” откуда Сущее). И, пожалуй, можно гордиться этим, что, одними из первых ученых который это обнаружил в физическом плане, был Н.А. Козырев. По словам самого Н.А. Козырева феномены проявления Времени порой незаметны, но как отмечают современные физики это собственно, и есть существенный вклад в антиэнтропийные явления и эволюцию.

4. Ближе всех к концепции Времени подошел в свое время Пьер Шарден, когда выдвинул концепт точки “Омега”, как предельной синхронизации и координации субстанциональности в своем развитии. Согласно В.В. Демьянову, такая точка следствие “созидательности” мира, но в понятиях вечности – периодична.}

Направление организационных процессов.

Там, где нет правды, чаще всего поселяется ложь. Эту, почти житейскую истину, закрепили как один из законов логики – закон исключения третьего. Потом появились законы исключения четвертого, пятого [7]. Какой из этих “законов” законнее сказать трудно. Наш подход несколько другой в принципе. Существенно важнее не то, какие конкретные значения может принимать те или иные процессы, а эволюционные отношения между ними (подход В.Н. Сагатовского, который всегда упор делал на отношения типа аRb).

Если мы доказали преемственность логических символов в эволюционном развитии, то нет нужды разделять логику на диалектическую и формальную. В этом смысле логика одна. Другой вопрос, в каком соотношении находится логическое и алогическое. Вот что писал А.Ф. Лосев по этому поводу [8]:

“Конечно, диалектика должна быть разработана как чисто логическое учение, и, пожалуй, даже в первую голову это должно быть так. Но, разумеется, диалектика не есть только логическое учение. Она же сама ведь постулирует равнозначностьалогического с логическим. Следовательно, она обязана в качестве одного из своих движущих принципов положить и алогическое”.

Так вот, если посмотреть на пентаграмму категорий как на пять логических символов, соединенные алогическим способом (поскольку мы выявили это комбинаторным способом, да и не чего толком сказать не можем о переходе), то мы и получаем диалектику как особое объединение логического и алогического.

В [9] нами было показано, что если строить логику комбинаторным способом, то она имеет вид как на Рис.4.

Пентаграмма категорий для логических операций
Рис. 4. Пентаграмма категорий для логических операций.

В данной статье, по сравнению с предыдущими статьями, изображение пентаграммы категорий изменилось. Это изменение заключается в том, что связь между категориями пентаграммы, касающейся того или иного плана бытия имеет одно направление, в нашем случае по часовой стрелке. К этому привело размышление над характером комбинаций в логике событий, с которыми мы имеем дело, и введение понятия Времени. Мы не можем поставить на первое место, например конъюнкцию, которая означает необходимость череды реальных событий. Но можем поставить отрицание, поскольку это дает возможность строить эквивалентность и т.д. Но значит ли это что арифметическое выражение 2 + 2 = 4 неверно, поскольку здесь нет еще отрицания? Конечно, нет. Потому, что здесь нет никакого диалектического или эволюционного развития. Мы можем это выражение написать как 4 = 2 + 2, намекнув на состав четверки. Но вот когда развивалась арифметика, когда рождались сами представления об логических операторах, то акты мыследеятельности имели определенное направление, и двигались по пентаграмме только направленно определенным образом. Этим мы хотим подчеркнуть то обстоятельство, что рассматривая те или иные факты и события, мы имеем дело с двумя обстоятельствами:

  1. безразличия использования порядка категорий к текущим обстоятельствам (как правило, в житейской практике или научной деятельности прикладного характера);
  2. направленный, развивающийся, эволюционный характер событий требует однозначной зависимости между категориями (как правило, при развитии Нового).

Развитие, эволюция, могут двигаться по пентаграмме категорий только в одном случае – правостороннем для нашего изображения категорий. К этому же выводу пришло и большинство эволюционистов. Сошлемся на один из авторитетных источников:

Так А.С. Северцов [10] в главе “О закономерном характере эволюции” отмечал, что “закон необратимости эволюции представляет собой одно из важнейших обобщений эволюционной теории”. В его книге есть хороший пример с лошадьми, предки которых имели пятипалые конечности. Потом в результате адаптации через трехпалость пришли к однопалости. То есть любое упрощение – это тоже адаптационный процесс развития. Иными словами – у эволюции нет “заднего хода”.

{Мы алогическое трактуем несколько иначе, чем А.Ф. Лосев. Он под алогическим понимал, прежде всего, Становление из-за его “текучего” характера. Для нас же Становление известный статус пентаграммы, которому соответствует свой символ. Алогическое для нас в переходах между категориями, которые мы не можем обозначить символически в силу их природы, но которые существуют в реальности. Этот переход связан с существованием организационных квантов.}

Онтологическое Время и Пространство

В онтологическом плане Пространство создается Симметрией и Временем – это их “синтез”. Из этого следует, что по своей форме Пространство симметрично определенным образом и конструктивно (“агрегат” по Канту), а по содержанию синхронизировано (“ряд” по Канту). Время и Пространство антиномии. Пространство “антитезис”. Время максимальный символ континуальности, Пространство – дискретности. Фактор Симметрии в Пространстве, отражает возможности дискретности, также как категория Тождество отражает возможности Структурирования.

Именно эти два фактора – Симметрия и Время позволяют в Пространстве воспроизводить иерархические и фрактальные Структуры. Вот, пожалуй, самое главное, что может представить Пространство Эволюции в онтологическом плане. Это то, что мы выражаем в отношении Пространства одним словом – порядок. Системно четвертому статусу пентаграммы категорий, как мы показали, в разных планах соответствуют: Структура, Энергия, Сознание, Уверенность, Память, Экономическая система и т.д.

Мы можем рассматривать комнату абстрактным образом, но это не имеет никакого смысла. Сила гравитации (фактор Времени) создает в координатном пространстве Декарта (фактор симметрии) определенную структуру – пол, стены, потолок. И вся мебель, вся структура вещественных распределений (интерьер) будет данью Симметрии и Времени (синхронизации). Что дизайнер понимает под синхронизацией – хаотическую изменчивость разбросанной мебели, выраженную направленность стиля (например, в цветовой гамме), либо некую фрактальность многоуровнего интерьера – его право. Для стороннего наблюдателя форма интерьера будет либо гармоничной, либо нет. Для нас важно, что в Пространстве всегда незримо (содержательно) присутствует Время. Избыточная мерность вырожденного “прямоугольного” пространства (одно качество в трех направлениях), присущие Субъекту, не должна обманывать диалектика.

Иерархия – системное понятие, выступает принципом Свободы, как возможностью выбора. В “пустом” однородном “прямоугольном” абстрактном пространстве выбора нет, а значит, и нет Свободы. Принцип Свободы выбора выступает как Информация.

{Если у нас число четыре записано в двоичном коде: 00, 01, 10, 11, то дойти “сверху” до любой цифры мы можем двумя шагами. Первый шаг – выбор первой или второй ячейки, второй шаг – выбор 0 или 1. Два выбора – две единицы информации. Два бита. Другое дело, что математически это двоичный логарифм log222=2.}

Информация – количественная величина содержательной части Структуры. Информация готовит нас к встрече с Материей (В.В. Демьянов в этом месте использовал хорошее слово “содержательность”, объединяя субстанциональность и информационность, присутствующие в Материи).

Наше “психологическое” бытовое пространство трехмерно-вырожденное, потому, что иначе мы не сможем жить во Времени как Субъекты (в “Анатомии смысла” мы начали это рассмотрение и здесь продолжаем). Если мы будем рассматривать окружающую среду, как и положено “физически”, как поверхность (а это так и есть!), то потеряем возможность реализовать синхронизационный аспект Времени. Для нас тогда нет Будущего, поскольку мы не можем заглянуть за поверхностную сферу своего обзора. Мы тогда бы находились постоянно как в картинной галерее – картина есть, а что за ней неизвестно. Мозг нам постоянно генерирует развертки для перспективного видения. Не будь этого механизма, мы даже воды в стакан не смогли набрать, не говоря о том, что бы этот стакан представить и создать. Но проблему Субъекта, Объекта, Истины мы подробнее рассмотрим в следующей статье.

Иногда, рассуждая о Времени, некоторые авторы пишут, что время многомерно. Так ли это? Для пространства это как-то понятно. Мы двигаем точку по оси X, а на остальных это не отражается. Этот факт мы называем “степенью свободы” в отношении количества осей. (Именно появлению фактора степени свободы В.В. Демьянов присвоил онтологический термин Новое.) Хорошо, мы мысленно пристроили четвертую ось c размерностью пространства (ct , где с – скорость света, t – параметр направленности времени) в пространстве Минковского. И разве это Время? Это жалкий математический образ времени (его первого аспекта), а не Время.

Время не может быть “многомерным” в принципе. Это другая категория. Время создает пространственную многомерность – это так. Время дискретно невыразимо, поскольку континуально. Не будь предустановленной Симметрии в истоках субстанциональности – крах Пространству! Именно Симметрия помогает развернуть Времени оси координат в ее субстанциональной основе, создавая “живое” информационное Пространство для “владельца” данной пентаграммы. (Мы сейчас говорим на языке онтологии). Подчас, понятие многомерности рождается из возможности крутить ручку настройки приемника (одна частота, вторая частота, … N-я частота, следовательно, N-мерность!). Но с математической точки зрения это одна степень свободы, одна ось, на которой вы можете выбрать количественное значение частоты. Но ведь частота в Проявлении – это качество (красный цвет, зеленый цвет)! Так постепенно, мы приближаемся к определению Времени В.В. Демьянова как “структурно-фазовой текучести Плоти Единого”. И тут мы начинаем понимать, что мы находимся у самых истоков Мира, у его исходной субстанциональности, и Время это единство Мира в своем структурном преобразовании. И один из даров, что предложило Время Эволюции – ортонормированную систему качеств. Чем и воспользовалась Эволюция (она же женщина, в конце концов!) делегировав этот механизм Субъекту в виде трехмерного “прямоугольного” пространства, который он непрерывно, теперь, разворачивает своими “локальными” аспектами Времени.

Вот эта дискретно структурированная Плоть (для которой В.В. Демьянов и построил суперструнную модель) и создает “эффект многомерности”. А по существу, через механизм Времени она вносит фактор Свободы для стороннего наблюдателя, через потенциальное информационное изобилие Пространства, выраженное в Материи. Поэтому то, что в литературе подчас называют многомерность времени – это психологический взгляд через очки “прямоугольного” пространства четвертого статуса пентаграммы категорий.

В “Естественнонаучной онтологии” [6] мы первым пунктом поставили тезис: “Субстанция есть, и ей присущи атрибуты”. Поэтому в онтологии Времени, выраженную через пентаграмму категорий, мы это единство Времени должны распространить неявным образом как “вертикаль” связывающую все пентаграммы категорий через ее третий статус, как на Рис. 5.

Горизонтальные и вертикальные связи в пентаграмме категорий
Рис. 5. Горизонтальные и вертикальные связи в пентаграмме категорий.

Пространство строится Временем на субстанциональной основе постоянно! Нет Времени – нет Пространства! Нет Силы – нет Энергии. Нет Воли – нет Уверенности! Нет Разума – нет Сознания! Нет Производств – нет Экономики! А то, что ученые для целей научной формализации разделяют структуру Пространства на симметричную (формальная система координат) и направленную часть (энергия), это их проблемы. Важно, что бы это абстрагирование не “отрывалось” от Реальности.

В.В. Демьянов еще в первом томе “Эвалектики ноосферы” (1995 г.) [3] обозначил пространственный инвариант X2+Y2+Z2=R2   как субстанциональный энергетический конструкт. (За что был высмеян некими академиками по типу: “Это что, осями координат можно печи топить?”). Как оказалось можно (нет пророков в своем отечестве). Время расставило все по своим местам (вспомним народное “время лечит”). Сейчас уже набралось достаточно свидетельств о влиянии Времени в Пространстве. Для физики это вылилось в нарушении закона сохранения энергии. Уже есть разработки, устойчиво опробованные и работающие на этом эффекте (например, теплогенератор Котельникова). Известно, что практическое направление использование эффекта Время – Пространство организовывал знаменитый Тесла.

Пожалуй, самый простой пример продемонстрировать диалектический характер Времени и Пространства – является классическая физика движения материальной точки по законам Ньютона. Сейчас мы уже можем представить все характеристики классической физики для материальной точки в виде пентаграммы категорий, как на Рис. 6.

Пентаграмма категорий для классической динамики материальной точки
Рис. 6. Пентаграмма категорий для классической динамики материальной точки.

На этом рисунке физические законы представлены как эволюционные (диалектические) моменты развития. Это отнюдь не значит, что пентаграмма категорий подменяет собой закон Гука или закон Архимеда. Но она позволяет увидеть цельную картину “фазового” (поэтапного) развития Эволюции в форме физических законов. То, что размерности физических величин уже несут в себе время и пространство не должно нас смущать. Ведь Время и Пространство (да и масса!),  которое мы видели на Рис.3 предшествовали нашей пентаграмме. Такова уж структура наших человеческих субъективных знаний, для которых нужен описательный фон. Энергия движущейся материальной точки определяется как:

Е=mV2/2,

где m – масса, V – скорость движения.

Ее импульс: P= mV.

Таким образом, энергия, учитывая нелинейный характер скорости, выступает как структурированное пространство. В этом плане используемое нами евклидово пространство является неким фоном, в зеркале которого только и можно увидеть структурированные процессы, понимаемые нами как энергия, например.

Обратим внимание на следующий интересный момент. Мы знаем четыре инварианта: закон сохранения массы, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и закон сохранения мощности. Но мы почему-то не говорим о законе сохранения Сил. Нет, мы, конечно, можем построить силы векторно. И если это построение не равно нулю, то мы получаем ускорение в соответствии со вторым законом Ньютона: F=ma (m – масса, а – ускорение). Эта сила будет до тех пор, пока процессы как-то не уравновесятся (синхронизируются). Но это не инвариант – это осуществление.

Итак, Силы, выражающие те или иные планы Времени, несут за собой особую функцию – они синхронизируют Пространство, то, что мы называем стремлением к потенциально устойчивому состоянию. Интересен сам момент восстановления равновесия. Он происходит через пятый статус пентаграммы категорий, формируя коммуникационный текст. Для физики это может быть излучение кванта света возбужденным атомом. Для сварщика красивым ровным швом на трубе. Для социума разработкой соответствующего закона.

Отметим такой непривычный ракурс рассмотрения, что энергия “существует” только во внешнем проявлении “причинного” биллиардного шара отдающего Энергию в со-Бытии. До этого, для “причинного” шара импульс материального тела это “вещь в себе”. То есть формирование коммуникационного текста в рамках данной пентаграммы – это факт Будущего. Энергия субъективно присутствует только в Будущем и всегда расходуется на коммуникационный текст. “Следственный” шар не приобретает Энергию, он приобретает только импульс (он начинает жизнь с “чистого листа”). Его первый статус позволяет ему манипуляцию массой в пространстве (ML0T-1 , где L0 =1 подчеркивает характер любых перемещений). Он воспринял данный коммуникационный текст, и это стало его содержанием, которое зафиксировалось на втором статусе пентаграммы. Теперь только со-Бытие определит, как он воспользуется своим содержанием. На какое-то время он выпал из Настоящего (вот почему мы вынуждены использовать понятие “коммуникационный текст”). Да он катится себе по столу, но до следующего со-Бытия он в Прошлом – он только коммуникационный текст.

{Получается, что Энергия это всегда отдача, а где же прием? Это надо будет объяснить нам в следующих статьях. Но уже сейчас мы отметим, что перенасыщенность научной и популярной литературы “энергетическими” теориями – это миф. Энергия это одна из семантических составляющих четвертого статуса пентаграммы категорий. Да, несомненно, это востребованная в нашем потребительском быту категория, но производная от Времени. То, что Время “пострашнее” Энергии мы уже почувствовали на колорадском жуке и “металлических” бактериях устойчивых к любым антибиотикам. Время пронизывает абсолютно все явления. Некоторым нравится поиграть в адаптацию со Временем (физические эксперименты с дисками и т.п.). Кто знает, к чему приведут эти эксперименты? Мы должны понимать, что Сила, Воля, Разум (этот же статус) делегированы нам Временем в рамках Единого для синхронизации с ним? Мы не должны нарушить Иерархию соподчиненности? Поэтому главный экологический лозунг нашего времени: “Не играйтесь со Временем!”. Солнечной Энергии нам хватит еще надолго, а вот Время может расправиться с нерадивыми, по космическим меркам, мгновенно.}

Хорошо, в пентаграмме “причинный” шар побывал у нас в со-Бытии (столкновении, Настоящем) и через Будущее сформировался коммуникационный текст. Даже если приставить себе мгновенное взаимодействие, то получается, он из Будущего одной пентаграммы перескочил в Прошлое другой “следственной”. Эта коллизия исключается присутствием коммуникационного текста. Понятие “ничто”, по мнению В.В. Демьянова, не должно присутствовать в наших рассуждениях. Если есть Явь, есть и Плоть.

“Причинный” шар обладающей большей энергией передал не “энергию” в нашем диалектическом понимании, а создал коммуникационный текст. И с точки зрения импульсного пространства, картина имеет только два устойчивых состояния – до столкновения и после (хотя в нашем “прямоугольном” пространстве биллиардного стола они двигаются). Изменение общей картины импульсного пространства – изменение коммуникационного текста. Решая эту задачку в школе, мы записали бы одно уравнение для закона сохранения импульса, а второе для закона сохранения энергии. При этом “наградив” второй, “следственный” шар, Энергией наперед. Но при таком положении дел не было бы причинно-следственного Мира, ибо Текст бы формировался непрерывно, без присутствия организационных квантов! Иначе говоря – разлетелся вдребезги.

Для биллиардных шаров нет трехмерного пространства, для них существует только импульсное пространство. Пред-со-Бытие и пост-со-Бытие фиксируют два “коммуникационных текста” в физическом импульсном пространстве. Центральное со-Бытие столкновение шаров – это место проявления Силы (в данном случае в рамках закона Гука, как сжимание и разжимание шаров). Для Субъекта коммуникационный текст визуально изменился (в системе его “прямоугольных” координат), для Мира в целом нет – их суммарный импульс остался прежним. А значит, во Времени ничего не изменилось принципиально. Не было присутствие второго аспекта – изменчивости, и синхронизация Мира не изменилась. Для Эволюции такая расточительность Времени на пустые столкновения где-то выгодна как подспудный катализатор и спонтанность, поставляя энтропийное сырье для развития Нового (В.В. Демьянов).

Диалектический смысл постоянной Планка

Перед нами крутящийся волчок. Если он сделан качественно, то это уже гороскоп, вращение которого постоянно при определенных условиях. Вот что такое волчок (юла) для диалектика?

Во-первых, он находится в Пространстве и дискретен. Во-вторых, он находится во Времени и континуален. Эти две антиномии уживаются в нем благодаря процессу вращения. Он “вещь в себе” пока вот так крутится перед нами. Он для Мира часть Текста, который может измениться. Вращаясь, волчок с каждым оборотом приходит в ту же точку. Он обладает массой, вращательным моментом и прочими физическими параметрами (а по нашим представлениям не обладает энергией!). Вот если мы дотронемся до него пальчиком, произойдут со-Бытия, причинно-следственные связи (ну, пальчик пораним). Тогда проявится Энергия, как фактор Будущего для наблюдателя данного со-Бытия. Для Субъекта это могут хорошие события – инерционность коленвала его машины, не дающая заглохнуть двигателю, или плохие – поранили пальчик. Для Мира просто со-Бытие, как запись Текста. А благодаря чему происходят эти со-Бытия? Физик наверняка ответит – благодаря энергии, запасенной в волчке. А диалектик скажет – благодаря Времени. Потому, что каждое со-Бытие стоит в центре пентаграммы категорий. Потому, что волчок уже содержал в себе антиномию (содержание), а, следовательно, первый и второй статус пентаграммы категорий (но не энергию!). И мы тут рядом со своим пальчиком ткнули, и получили со-Бытие. Налимов предполагал наличие постоянного спонтанного механизма формирования Текста, без касания пальчиком.

В.В. Демьянов особо отмечал в [3], что Плоть одухотворена изначально, и потому потенциально созидательна. На примере взаимодействия протона и электрона он показал, что сила Лоренца уводит электрон от столкновения “лоб в лоб”. А сила Лоренца может осуществляться только “подкруткой” активной одухотворенной плоти. И благодаря одухотворенности плоти идет триадный процесс Нового с разверткой метрики Пространства во Времени.

Таким образом, главное в волчке – это его диалектический запас оСуществления Времени.

Вращающийся волчок – это метафора диалектики, а постоянная Планка – это реальность. Как известно, энергия электромагнитной волны связана с постоянной Планка следующим соотношением:

E = hν.

где h – постоянная Планка, ν – частота волны.

Наша трактовка постоянной Планка – она есть минимальный организационный квант, для записи коммуникационного текста. Смысл которого в том, что любое Новое, возникая, должно быть самотождественно себе, а значит, содержать полный цикл (хотя бы один период). Постоянная Планка проявилась именно в переходе от автоколебаний к физическим эффектам другого порядка – нагревание, фотоэффект и т.п. Это говорит о том, что для Объективного мира – основное пространство циклическое. Переход к другим организационным Пространствам всегда изменение Текста (или грамматики текста). Самое время вспомнить известное выражение – “Бог есть свет”.

Организационный квант существует не только в микромире, но и в макромире. В частности в человеческом организме, что мы показали, исследуя результаты метода Р. Фолля [11].

Необходимость организационного кванта можно объяснить и с кибернетической стороны. Инженерам по автоматике хорошо известен “эффект люфта”, особенно в электромеханических устройствах автоматики. Сделаешь сильную обратную связь в устройстве – оно “тупеет” запоздало реагируя на входной сигнал, ослабишь обратную связь – устройство начинает возбуждаться, реагируя на собственные шумы. Диалектическое единство чувствительности и ограниченности как “синтез” в реагировании (организации) и есть этот самый люфт. Это, в той же мере, относится и к личности – слишком чувствительный человек реагирует на пустяк, слабо чувствительный может и не заметить важную информацию. То есть для Вселенной, с ее конечными скоростями обмена, люфт должен обязательно присутствовать. Предельный квант чувствительности физического мира – постоянная Планка.

{1. Наличие раздельных категорий говорит о возможности устойчивых “фазовых” состояний и наличии организационного кванта.

2. Чем выше иерархическое организационное строение, тем больший организационный квант необходим для формирования Нового. Революция – это организационный квант. Возьмите пример – мы все, мягко говоря, недолюбливаем телевизионную рекламу. Ясно, что она навязана насильно и приносит психический вред человеку, но выгодна бизнесу. Телевизионная реклама это дополнительный налог на нашу доверчивость. Это прямая силовая трата Времени общества и его унижение. Антиномия налицо, а ее разрешение? (Кстати, Саркози хочет отменить рекламу на общенациональных телеканалах: http://www.rg.ru/2008/06/27/sarkozi.html).)

3. Идеи организационной квантовой цикличности не новы, и мы здесь просто упоминаем их в контексте Времени. На наш взгляд, наибольший вклад здесь принадлежит А.И. Субетто [12]}

Дополнительно

  1. Онтологическая картина Времени-Пространства будет не полной, если мы не упомянем о вариационных методах и Принципе Минимального Действия. Этот Принцип произвел фурор в свое время в физике тем, что, во-первых, его следствием оказался закон сохранения энергии. Во-вторых, материальная точка двигалась под действием Сил по некому оптимальному пути. За этим видели Божественность и правильно. Мы тоже считаем, что Принцип Минимального Действия, является отражением закона оСуществления Времени. Одну из практических сторон этого закона, в применении к организму, мы определили как Принцип Адаптационной Гармонии еще в [11].
  2. В связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС интересные статьи появились на сайте sciteclibrary.ru (Канарев Ф.М., http://sciteclibrary.ru/rus/avtors/k.html; Сливицкий Б.А., Сливицкий В.А., http://sciteclibrary.ru/rus/avtors/s.html). Они интересны с физической точки зрения – как математическое оперирование временем, и с философской как требование Времени в синхронизации общественно-политических и научных воззрений.
  3. Последнее, что хотелось сказать в заключении – это отдать дань писателю, для которого Время и его проявление Сила, были особым смыслом. Речь идет о Карлосе Кастанеде. Одни названия – “Колесо времени”, “Сказки о силе”, “Второе кольцо силы”, “Сила безмолвия”, говорят о многом. Пожалуй, нигде не ставился вопрос в такой плоскости об отношении Человека и Времени. Трудно даже разделить был ли Вызов Времени его героям или самому Карлосу.
    “Сила зависит лишь от того какого рода знанием владеет человек. Какой смысл в знании вещей, которые бесполезны? Они не готовят нас к неожиданной встрече с неизвестным” (К. Кастанеда, “Колесо времени”).

Литература

  1. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М: Прогресс. 1993.
  2. Сахно В.А. Принцип “пятьдесят на пятьдесят”. 12.09.2009, http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9883.html
  3. Демьянов В.В. Эвалектика ноосферы. – Новороссийск: НГМА, ч.1, 1995, 384 с.; ч.2 99, 896 с.; ч.3, 2001, 880 с.
  4. Сороко Э.М. Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем. Введение в общую теорию гармонии систем, М., КомКнига, 2006.
  5. Философская Энциклопедия: в 5-х т. – М.: Издательство “Большая Советская Энциклопедия”, 1960-1970.
  6. Сахно В.А. Естественнонаучная онтология, 03.05.2010.
  7. Иванюта Л.Н. Категория “становление” и эффект инерции. Ижевск, НИЦ “Регулярная и хаотическая динамика”, 2004 – 200 с.
  8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа (сб. Миф, число, сущность). М: Мысль. 1994, 920 с.
  9. Логика как механизм эволюции. 16.04.2010.
  10. Северцов А.С. Основы теории эволюции. М. Изд-во МГУ, 1987, 320 с.
  11. Сахно В.А. Системные свойства организма в методе Р.Фолля 13.05.2009 http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9696.html
  12. Субетто А.И. Социогенетика на базе общественного интеллекта. Часть 1. // “Академия Тринитаризма”, М.,Эл № 77-6567, публ.11582, 20.10.2004 http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00160129.htm
  13. Сахно В.А. Анатомия смысла. 01.06.2010.