Вступление
Все, кто исследовал проблемы онтологии, неизбежно сталкивались с логикой. Это потому, что и логика и онтология имеет отношение к реальному бытию (в общефилософском смысле). Сейчас разрабатывается множество логик. Но знаем ли мы, и главное – понимаем ли мы смысл обычной классической пятизначной логики? В данной статье, в частности, показывается, что логика имеет иерархический (правильнее выразится из-за вырожденности иерархии – преемственный) характер! А это подтверждает догадки многих мыслителей, что она относится к области фундаментальных принципов мира.
Пентаграмму категорий просто так не увидеть, потому что она воплощает организационный принцип (туда входят и диады, и триады). А точнее, пентаграмма категорий – это содружество пяти принципов или законов (например, принятых для физики). Вы можете рассматривать эти принципы и отдельно, но тогда это уже не пентаграмма. Потому, что именно эти пять принципов в уникальном порядке определяют феномен жизни. Среди этих принципов – феноменов находятся такие ноосферные атрибуты как Разум, Сознание, Дух [1]. Пентаграмма категорий является организационным квантом, и этот квант, как целое, и можно назвать условием существования любого организма. И феномен жизни – это не только “способ существования белковых тел”, но присутствие пяти компонентов химического обмена, без которых бы жизнь не состоялась в принципе (см. ниже).
Вы нашли на пляже два круглых камешка, которые по своей форме или составу эквивалентны. Принцип эквивалентности здесь проявлен, но в контексте чего? Где здесь организация? Если Вы рассматриваете это в мировом масштабе, то возможно и найдете предыдущий момент Отрицания – что у камней разная форма или разный состав. Но вот дальнейшие события Вам вряд ли удастся проследить. Сколько бы Вы не тасовали камушки – пентаграмму категорий вы не создадите (нужны камешки особой природы – “пентаграммные”), хотя принцип на них, как на модели, понять можно.
Поскольку мы упомянули слово “организация”, то определим его как деятельность некой структуры. В нашем случае, элементы структуры – принципы, связанные между собой особым порядком. (“Принцип или начало— в теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов (Википедия)”.) Эту связь топологически отражает пентаграмма. Объединение чистых организационные принципов в определенную структуру (порядок), топологически проявленной как пентаграмма, можно называть метамоделью онтологии, поскольку в большей мере относится к онтологии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Онтология) как “попытке наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним” . Мы в названии подчеркнули онтологию как естественнонаучную, что бы подчеркнуть прикладной, конкретный характер наших размышлений. То, что сказано выше как “который не ограничивался бы данными отдельных наук”, у нас определено планами (стратами) бытия, и в пентаграмме категорий соответствует понятию метамодель [1].
Для того что бы увидеть пентаграмму категорий нужно особое зрение. Платон и восточные мыслители обладали таким зрением, но только заложили основы. Мы же пытаемся встроить пентаграмму категорий, как естественнонаучное явление, в общий поток научной мысли. Это надо сделать, не заслоняя другие явления, но и не приуменьшая данное. Иными словами, это надо сделать в силу телеологического принципа равнозначности всех явлений перед Природой, через который и надо ее понимать. Сделать это лучше всего метафизически – “исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового” (Википедия). То есть мы в своих рассуждениях не предполагаем ничего противоестественного, а наоборот, все механизмы просты и взяты из Природы.
Мы специально не касаемся вопросов самоорганизации, связанные с обратными связями в пентаграмме, дабы не усложнять текст без меры. Обозначения будут по большей части соответствовать пентаде Платона как Рис. 1.
Рис. 1. Классическая пентаграмма категорий Платона.
Иногда, в скобках будем, для выразительности контекста, будем делать обозначения в обобщенной метамодельной интерпретации как <Качество, Количество, Преобразование, Структура, Проявление> [1]. Такую обобщенную интерпретацию пентаграмму категорий мы использовали ранее для наглядности представлений.
Логика
С логикой обычно связывают процессы мышления и наличие языка. Мы будем подходить к логике несколько иначе. Мы не связываем ее только с языком, а через него с Миром, как в большинстве учебников. Мы пытаемся максимально дистанцироваться от субъективного описания, насколько это в принципе возможно. Мы не начнем как практически все учебники с предикатов, полагая этот подход не эффективным к построению здания Логики. Наш подход самый демократический – комбинационный. Мы подойдем к построению логического каркаса примерно как эйнштейновскому вопросу “если Бог играет в кости, то как можно охарактеризовать комбинации событий?”
По нашему представлению в теоретической логике усилено присутствие субъекта (пропозициональность), структура логик несимметричная (особенно выделена алгебра Буля как тройка операторов <дизъюнкция, конъюнкция, отрицание>, хотя этих троек пять). Логика подчас оторвана от природных смыслообразующих конструкций, поскольку в современном изложении у нее отсутствует смыслообразующий каркас (ссылку на себя саму через метод, алгоритм или элементы ее связывающие), который ей может дать только пентаграмма категорий.
Пропозициональность (истинность или ложность высказываний) нам здесь не нужна в явном виде, поскольку мы рассматриваем события в организационном и эволюционном аспектах. А в организационном и эволюционном аспекте нельзя быть “наполовину беременной” – или характер каких-то событий в ситуации существует или их нет. Но, поскольку мы определили пентаграмму категорий через пять первоначал, пять принципов, то мы уже судим о Мире как субъекты, а следовательно должны и отделить исследуемый мир от себя и видеть себя в этом мире. Такой общий подход можно назвать философским, учитывая, что онтология ее подраздел. Что бы наши размышления были четкими и последовательными, мы выразим данными постулатами имманентный план, о котором говорили Ж. Делез и Ф. Гваттари в [2], обуславливая методику построения философии:
- Субстанция есть, и ей присущи атрибуты;
- Факт – это фиксация любого набора атрибутов;
- Событие, изменение факта, является организационной единицей Мира .
Вдумайся, читатель! Хотя мы говорим “субстанция есть”, в логике мы ее не рассматриваем. Наша единица – событие! Вот это свойство отвлеченности от любого вида субстанциональности отделяет логику от остальных феноменов Мира и придает ей универсальный характер. Хотя в других пентаграммах обязательно за рамками пентаграммы маячат те или иные субструктурные единицы (праатом в физике (В.В. Демьянов), атомы в химии, молекулы в химии клетки, клетки в биологии, знаки в лингвистике, рецепторы в органах чувств, человек в производственных отношениях и т.п.).
В нашем представлении логические операторы – это иерархическая смысловая конструкция, как показано на Рис. 2.. Эти смыслы мы и хотим проявить в данной статье.
Рис. 2. Пентаграмма логических операторов.
Отрицание.
Первое что бросается в глаза, рассматривая событие как системообразующую единицу нашего размышления, это разнообразие фона событий. Но на этом разнообразии общим является то что они отрицают предыдущее состояние образуя новый факт, что в логике зафиксировано как Отрицание. Философы субъективно отметили это как факт Различия.
- Отрицание – принцип различия и разнообразия Мира.
Эквивалентность.
После Отрицания предыдущей ситуации или отмеченного факта, мы в Эквивалентности сталкиваемся с явлением, когда замечаем не только разнообразие явлений, но и некое сходство в них. Это сходство даже в разных событиях можно найти по факту. Факт сходства событий может проявляться в равенстве неких атрибутах или совокупности атрибутов. Такое явление порождает понятие меры. Особое место занимают события в которых вся атрибутика совпадает – то есть мы имеем дело с одинаковыми событиями (волновыми), которые синтезом “тезиса” и “антитезиса” создают шкалу.
- Эквивалентность – принцип устойчивости и наличия меры в Мире.
Импликация.
В предыдущей категории мы рассматривали два события. Именно для пары событий мы ввели понятие эквивалентности. Комбинация трех событий дает нам новый характер событий, который можно охарактеризовать ключевым словом – направление. Если вы перебираете камушки на пляже, нашли два одинаковых и положили их рядом и зафиксировали это как факт, то третий камешек вы можете положить с разных сторон своей пары. Вот этот момент когда вы кладете камешек только с одной стороны, дает новую ситуацию, которую можно охарактеризовать одним словом – направление. Бытие (Становление, Преобразование)это фактор направленности жизни, без которого такое важное понятие логики как “отношение порядка” невозможно. Импликация – это осуществление нового события в соответствии предыдущими двумя, либо соответствие следующего события предыдущей эквивалентности. Используемое в логике слово “следование” очень характерно для этого момента, поскольку именно ступая “след в след” выдерживают направление. Мы всячески будем привлекать семантический (по значению) аспект слов, чтобы выразить сущность категории. “Направление” одно из таких слов. В нем хорошо отражены два дескриптора из трех в отношении Бытия – движение и координация.
- Импликация – принцип направленности и координации в Мире.(Причинно-следственная связь)
Дизъюнкция.
На предыдущей стадии мы имели события, которые группировали как некие явления, которые мы обозначили как Отрицание, Эквивалентность, Импликация.
Следующая ситуация может отличаться от предыдущих только тем, что мы можем изменить свое направление. Мы можем пойти в двух направлениях, а можем в трех четырех и более. Но предыдущее-то состояние было одно. Вот эта новая ситуация взятая как факт наличия нескольких направлений в отношении к последующему событию по отношению к предыдущему есть дизъюнкция. Дизъюнкция в тексте означает возможности разных сценариев событий, исходя из выбранного события.
- 7. Дизъюнкция – принцип иерархичности и фрактальности мира.
Конъюнкция.
Ясно, что мы не можем постоянно задумчиво стоять перед выбором. И, рано или поздно, в этом же выбранном направлении произойдет следующее событие. Этот обобщающий факт, что любые события вплетаются в единую канву событий, в логике называют конъюнкцией. Это замыкающее по характеру разнообразия событий явление в результате которого появляется коммуникационный текст. При рассмотрении Отрицания мы имели дело с единичными событиями, о которых только и могли сказать, что они разные, и что Отрицание меняет ситуацию. Когда мы рассматривали Эквивалентность, мы не увязывали это с обязательной чередой явлений. Мы декларировали (пришли к конвенции), что фиксируем внимание на факте Эквивалентности в двух событиях. В Импликациидля определения ключевого явления направленности, мы могли изменить характер текста. Конъюнкция же требует выдержать характер событий “без пропусков”, поскольку она в итоге осуществляет коммуникационный текст (в котором нельзя пропускать никакие буквы или знаки) во внешней среде. Электрогенератор создает электрический ток, белки управляют организмом, сердце разносит их к каждой клетке, автор “буковка к буковке” пишет текст, фигурист двигает ногой, шахматист переставляет фигуру … .
- 8. Конъюнкция – принцип связности и единства Мира.
{Мы подбирали пару слов для определения, стараясь выпукло охарактеризовать принцип, учитывая психику, что человек может (или пытается) смотреть на Мир “глазами” субъекта и объекта.}
Физика
Пентаграмма категорий в интерпретации физического мира организационно выглядит просто в системе мер MLT, как это показано на Рис. 3.
Рис. 3 Пентаграмма категорий для основных физических понятий.
Тут мало что можно добавить, поскольку пентаграмма категорий в данном аспекте это преемственность физических законов. Здесь это проявляется во всей осмысленной красоте из-за глубокой изученности данной области.
Различие.
То что, все начинается с времени, реальным эквивалентом которого является циклическое движение естественно. Особенно это отчетливо описано в “Эвалектике ноосферы” В.В. Демьянова. Поэтому в системе физических единиц LT, этой пентаде соответствует угловая скорость с формулой размерности T -1. В системе MLT это выглядит более солидно и естественнонаучно как массовый расход и, соответственно, закон сохранения массы, т.е. MT -1.
Тождество.
В пространстве Минковского 4-я координата представлена параметрически как ct (скорость света умноженная на время). За этим обозначением стоит разметка пространства эффектом движения, например, как стоячая волна. Поэтому в категории Тождество (Количество) в системе LT у нас появляется скорость L1T -1. В системе MLT у нас появляется импульс с формулой размерности ML1T-1, и, соответственно, закон его сохранения.
Становление.
В интерпретации метамодели здесь применяется слово Преобразование. Здесь опять идет диалектическое изменение за счет фактора T-1. В системе LT здесь появляется ускорение L1T-2 . (Заметьте как хорошо звучит здесь ключевое слово “направление”). В системе MLT этому статусу организации соответствует сила ML1T-2 и второй закон Ньютона соответственно.
Покой.
В системе LT этой категории соответствует гравитационный потенциал с формулой размерности L2T-2. В системе MLT соответствует энергия с формулой размерности ML2T-2. Физики сразу уловят явную ассоциацию с Структурой.
Движение.
В системе LT этой категории соответствует вязкость динамическая с формулой размерности L2T -3. В системе MLT соответствует мощность с формулой размерности ML2T -3. Мощность находится в полной связи с Проявлением и Движением. Именно используя эту стадию как заключительную нами был выведен важный для естествознания Принцип Адаптационной Гармонии [3].
Обмен веществ в живых организмах
В основе таких пентаграмм как органы чувств, нервная и эндокринная система, органы организма, лежит пентада обмена веществ, основной каркас которой показан на Рис. 4.
Рис. 4. Метамодель пентаграммы для обмена веществ человека.
Организм организационно состоит из разнообразных видов клеток, которые взаимодействуют между собой. В клетках происходит громадное количество химических реакций. Мы большей частью ориентируемся на метаболизм мембран, чья специфика наиболее изучена и с чего начиналась биологическая жизнь. В разработке раздела использовался труд А. Ленинджера “Основы биохимии” [4], цитаты которых в некоторых местах мы особо не выделяем из-за широкого распространения смысловых оборотов.
Водно-солевой обмен.
Известно, что жизнь зародилась в воде. Вода – особое агрегатное состояние вещества имеющее широкую палитру свойств – динамичность и структурность, способность растворять и агрегировать вещества и т.д. Воде присуще свойство разнообразия как основа биологической жизни. Подобно первому чувству – кожной тактильности, которое занимает максимальную поверхность тела, вода занимает максимальный объем состава человека порядка 60-70%. В балансе питания человека вода на первом месте. В крови доля воды максимальная. Водно-солевой обмен соответствует аристотелевской категории Различия.
Вода – это по существу прародительница всего живого. Необычные физические свойства воды обусловлены ее способностью участвовать в образовании водородных связей. Одна из характерных особенностей водородных связей состоит в том, что они обладают наибольшей прочностью в тех случаях, когда взаимная ориентация связанных между собой молекул обеспечивает максимальную энергию электростатического взаимодействия. Водородная связь характеризуется определенной направленностью и, вследствие этого, способна удерживать обе связанные с ее помощью молекулы или группы в определенной взаимной ориентации. Именно это свойство водородных связей способствует стабилизации строго определенных пространственных структур, характерных для молекул белков и нуклеиновых кислот, содержащих большое число внутримолекулярных водородных связей.
Углеводный обмен.
Углеводы соответствуют категории Тождества. От формулы воды (в атомном составе) отличаются только добавлением углерода. Углеводы, в своем исходном виде, представляют собой мономеры, то есть топологически тождественные участки. Входят в состав ДНК и других компонентов. По энергетической ценности уступают жирам, но в самом энергообмене играют значительную роль. Особую роль среди углеводов занимают моносахариды. “Характерная особенность моносахаридов — способность существовать в открытой (ациклической) и циклической формах и давать производные каждой из форм. Большинство моноз циклизуются в водном растворе” (Википедия).
Большинство моносахаридов имеет эмпирическую формулу (СН2О)n, где n равно или больше трех. Основу моносахаридов составляет неразветвленная цепочка углеродных атомов, соединенных между собой одинарными связями. Типичные моносахариды имеют циклическую структуру.
Характерным примером тождественности как построение некой шкалы на принципе эквивалентности служит целлюлоза (как аналог “пространства” для физической среды). “Целлюлоза наиболее распространенный структурный полисахарид. Многие полисахариды служат внеклеточными опорными элементами в стенках клеток одноклеточных микроорганизмов и высших растений, а также на внешней поверхности клеток животных. Другие полисахариды входят в состав соединительной ткани позвоночных и экзоскелета членистоногих. Структурные полисахариды защищают клетки, ткани и органы, придают им форму и поддерживают ее. Если наиболее распространенные внутриклеточные биополимеры – это белки, то целлюлоза, бесспорно, это не только самый распространенный внеклеточный структурный полисахарид в растительном мире, но и вообще самый распространенный в природе биополимер” [4].
Нуклеиновый обмен.
О роли ДНК как главного представителя нуклеиновых кислот говорить излишне. Нуклеиновый обмен соответствует категории Становления. За этой категорией такие ключевые слова как движение, направление, координация, что полностью соответствуют нуклеиновым кислотам, осуществляющим транскрипцию, трансляцию, репликацию. Координирующая “силовая” роль ДНК проявляется в синтезе белков.
Отметим только чисто методический момент. В составе ДНК есть белки. Но белки у нас выделены отдельно. Так вот в этом нет никакого противоречия, поскольку в пентаграмме категорий организационный статус определяется именно характером взаимодействия, что мы более сокращенно именуем “организация”. Именно организационные паттерны создают специфичные аттракторы которые задействуют тот или иной морфологический компонент. В этом же и сакральный смысл логики – логика, это организационный паттерн пяти пракодов.
Липидный (жировой) обмен.
Липидному обмену как категории Покой (Структура) в физической метамодели пентаграммы категорий соответствует энергия. И жиры полностью соответствуют этой категории как наиболее ценные по калориям. Жиры выполняют важные структурные функции в составе мембранных образований клетки, в субклеточных органеллах. Характерно то, что жиры в пентаграмме категорий ближе к понятию форма, а в механическом понимании подкожный жир для животных и человека играет защитную функцию.
Характерно то, что жиры в отличии от углеводов плохо растворяются в воде и это сделало их структурообразующим элементом. Рассмотрение липидов в этой категории уместно и еще по одной причине. Дело в том, что наряду с неполярными липидами существуют также полярные липиды. Они составляют главные компоненты клеточных мембран, т.е. тех “контейнеров”, в которых протекают основные метаболические процессы. Мембраны не только отделяют содержимое клеток от окружающей среды, но и обеспечивают пространственное разделение метаболических процессов внутри клеток. Вот эта структурная особенность разделять среду обитания на внутреннею и внешнюю – главный аспект по которым жиры отнесены к четвертому статусу организации.
Белковый обмен обмен.
Вот уж где действительно отражена категория Движения и внешняя коммутационная функция Проявления, так это в белках. “Функции белков в клетках живых организмов более разнообразны, чем функции других биополимеров – полисахаридов и ДНК. Так, белки-ферменты катализируют протекание биохимических реакций и играют важную роль в обмене веществ. Некоторые белки выполняют структурную или механическую функцию, образуя цитоскелет, поддерживающий форму клеток. Также белки играют важную роль в сигнальных системах клеток, при иммунном ответе и в клеточном цикле…” (Википедия). То есть по коммутативным качествам белки лидируют. Характерный нюанс белков для этой категории, наличие четырех уровней пространственной организации (выразительность). Другой момент заключается в том как жиры и белки ведут на одном из главных участков живого – мембранах клетки. Жиры здесь играют структурную функцию, белки – транспортную функцию. Рибосомы “печатают” белки. Характерно для белков наличие некого алфавита (из 20 основных белков). Пептиды – это цепочки аминокислот. Информационно организационная емкость таких белковых соединений огромна и проявляется в коммуникации. Некоторые пептиды присутствуют в свободном состоянии в клетках и тканях и выполняют специфические биологические функции. К ним относятся многие гормоны, антибиотики и другие соединения, обладающие высокой биологической активностью.
Внутренние органы.
Внутренние органы служат организму в поддержании и организации внутренней среды. В восточной медицине внутренние органы разделяют на “плотные” и “полые”. В “полые” органы входят желудок, тонкая кишка, толстая кишка, желчный пузырь и мочевой пузырь. Такая система была в стиле Инь-Ян представлений востока. “Плотные” и “полые” органы представляют собой сопряженную систему. Пентаграмма категорий для “плотных” органов представлена на Рис.5.
Рис. 5. Пентаграмма категорий для “плотных” органов.
Легкие занимают первый статус организации, поскольку снабжают организм исходным необходимым веществам – кислородом и участвуют в поддержании баланса углекислого газа и кислорода (а следовательно – кислотно-щелочного равновесия). Йоги учитывали фактор значимости легких.
Почки занимают следующий статус поскольку регулируют жидкостный и минерально-солевой обмен в организме.
Печень в учебниках называют “регулятором” химических реакций. Это координатор химических реакций в организме.
Селезенка принимает активное участие в кроветворении и иммунном ответе организма. Ее главная задача поддерживать структуру крови – соотношение ее элементов и т.п.
Сердце, вместе с кровеносной системой обеспечивают динамическое постоянство информационного химического обмена всего организма за счет коммуникационного эффекта между клетками.
Лингвистика
За основу модели мы берем идеи М.В. Панова, который в статье “О частях речи в русском языке” (1960 г.) выделяет пять основных частей речи (Википедия):”
-существительные, глагол, деепричастие, прилагательные и наречия;
-числительные и местоимения распределяются по другим частям речи;
-вне системы частей речи находятся частицы речи и междометия”.
Примерно также выделяет части речи известный лингвист Л.В. Щерба (Википедия):”
-слова знаменательные: существительные, прилагательные, наречия, слова количественные, категория состояния, глагол;
-слова служебные: связки, предлоги, союзы;
-особняком стоят междометия”.
Можно привести и других авторов, но все равно, в той или иной мере они близки к взгляду М.В. Панова. Таким образом устойчиво можно выделить пять основных частей речи: существительное, глагол, деепричастие, прилагательное и наречие. Предполагаемая нами интерпретация соответствия частей речи категориям пентаграммы выглядит как показано на рис. 6.
Рис. 6. Лингвистическая модель пентаграммы категорий для частей речи.
Наше обоснование исходит из следующих моментов:
Во-первых: как ранее мы отмечали характер некой “динамики”, который содержится в категории Различия, Становления, Движения, и который обусловлен внутренними связями пентаграммы категорий, которые несут оттенок действия и движения между этими тремя категориями (особенно характерно проявлено в физическом плане как асимметрия отношения между L и T в сторону Т-1). И характер частей речи дает нам почувствовать различие того, что мы называем словом “динамика, действие”. То что за Становлением (Преобразованием) стоит глагол как бы наиболее очевидно. Глагол преобразует ситуацию предложения, дает ей главное выразительное “направление” действия. Здесь очень сильная ассоциация с Становлением (Преобразованием).
Во-вторых: Труднее понять почему прилагательному соответствует Различие (Качество, Отрицание). Мы говорим “зеленый дуб” либо “желтый дуб”, “белая береза”. Соотнеся с существительным его состояние и характеристики. И эти характеристики в отношении существительного носят более характер свершившего факта (дуб уже позеленел, или пожелтел), хотя и необязательно. Но этот факт в соответствии с принципом преемственности в пентаграмме более значим чем существительное. Поскольку существительное можно практически без потери контекста заменить местоимением, чего не скажешь о прилагательном. Есть даже такая игра в определение предмета по его характеристикам. А мы уже отметили важный метапринцип пентаграммы категорий – преемственность.
В-третьих: В пентаграмме категорий существительному соответствует Тождество(Количество). И это характерный момент для глубокого понимания метафизики процессов в природном аспекте. Представьте себе, что вы смотрите на море. Бегут волны и каждая точка колеблется возле некого среднего значения. А если волны вдруг застыли? То мы имеем прекрасный аналог ввести понятия меры, и отсчитать любое количество волн. Так происходит понятие пространства, которое без реперной разметки статью и не может быть представлено нами. Кант считал время и пространство априорными фактами. Пространство (второй статус организации) от “Плоти Единого”. Речь сложилась у человека. И окружали его объекты природы, которые служили ему некой мерой ориентации в окружении. Эта ориентация и нашла свое отражение в Тождестве (Количестве) как часть речи существительное.
В-четвертых: По определению (Википедия) – “Наречие в языкознании — часть речи, как правило, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака предмета. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы типа как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени?. Наречия образуются в процессе адвербиализации других частей речи”. Как мы знаем, наречию соответствует категория Покой (Структура). Вот это представление Структуры очень подходит наречию по определению, поскольку по лексическому значению наречие отвечает:
Обстоятельные – времени, места, причины, цели.
Определительные – качественные, количественные, способ и образ действия, сравнения и употребления, совокупности.
Таким образом, как мы видим весь спектр “структурной” детализации лежит за наречием. Сюда же относятся и категории состояния, которые некоторые лингвисты выделяют в отдельный вид.
В-пятых: По определению (Википедия): “Деепричастие — неизменяемая форма глагола, самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и залог) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Можно сказать, что это отглагольное наречие. Такое определение говорит само за себя – “оглаголенное наречие” несет в себе действие глагола (Проявления в данном статусе) и функциональную нагрузку предыдущей категории.
Дополнительно отметим, что теория предикатов в логике разделила условно ситуацию с словами в предложениями на два класса: существительные (субъект) и признаки его характеризующие. Ну а дальше “дело техники” – от количества предикатов зависит теория: одноместных предикатов или эн-местных предикатов.
Заключение
Витгенштейн в “Логико-философском трактате” упоминал о неком логическом пространстве и логических координатах: (“1.13. Факты в логическом пространстве суть мир.”; “2.202. Образ изображает возможные положения вещей в логическом пространстве.”; “3.41. Пропозициональный знак и логические координаты – это и есть логическое место.”) Но он не называл их явно. Мы всегда знаем больше чем выражаем. Это относится к Витгенштейну и к нам всем. Это одно из свойств пентаграммы категорий – форма может актуализировать только часть содержания и в пределе не более того, что у нее есть (кроме логики).
{ Глядя на экран телевизора, на выступление (Проявление, коммуникационный акт) того или иного деятеля, мы всегда безотчетно задаем себе вопрос – соответствует ли его форма его содержанию? Библия подсказывает нам методику – “Судите дерево по плодам его”.}
Логическое пространство непривычно, поскольку мы привыкли к трехмерному вырожденному пространству, где три оси суть одно и то же. Да и представить себе, например, ось Эквивалентности (Тождества) трудно, как и любого другого. Кроме того это пространство зависимых осей, что приближает нас к понятию “пракод”. Это пространство скорее глубокая колея в пашне, заставляющая двигаться в одном направлении. Но тем не менее, если абстрагироваться до уровня Витгенштейна – это возможно представить. Да собственно каждый с тем или иным успехом делает это. Потому что за пентаграммой, за логикой, за существованием этой координатной невырожденной системы стоит понятие смысла. Логическое пространство – это пространство событий и фактов, для которого в природе нет субстанции “истина” и “ложь”. Все выстраивается из фактов, и сменяющих друг друга событий. В череде этих событий и фактов субъекта, сама жизнь расставляет моменты гармонии и дисгармонии, примеривая события к “его – субъекта, логике” но в универсальных логических координатах – так у субъекта появляется шкала оценки событий, что нас приводит к понятию смысла. Николай Гартман в труде “К основоположению онтологии” писал, что “если уж необходимо спрашивать о “смысле бытия”, то тем более необходимо ставить вопрос о смысле смысла. Ибо что есть смысл, ничуть не более понятно, чем что есть бытие”. С Бытием, мы думаем, стало чуть яснее. Пентаграмма категорий теперь напрямую сама ведет к понятию смысла, но это тема уже другой статьи.
Литература
- Статьи автора на страничке: http://sciteclibrary.ru/rus/avtors/s.html
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.Издательство “АЛЕТЕИЯ”, Санкт-Петербург , 1998
- Сахно В.А. Экономика как организм. Принцип Адаптационной Гармонии. 17.08.2009 (http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9829.html)
- Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х т. Пер. с англ.-М. Мир, 1985.