Творчество

Разум существует во взаимодействии с объектами находящимися в сознании. Любые объекты, существующие для разума в сознании (ощущения, представления, образы, понятия), обозначим наиболее общим понятием форма. Процесс создания новой формы, обычно называют творческим процессом или творчеством, а людей, чей разум создает такие формы, творческими людьми. К ним относятся, и ученые, и философы, и люди искусства. Впрочем, разница между ученым, философом и человеком искусства, сводится лишь к используемым ими средствам для обозначения создаваемой формы. По своей сути, формула, графический чертеж, ноты, краски, слова, всего лишь разные средства, разные языки, посредством которых созданная форма запоминается в собственной памяти и передается другим людям. Отличие творчества одного человека, от творчества другого, только в сложности создаваемой формы в результате творческого процесса. Чем более сложная созданная форма, тем более творческий человек, тем более совершенен его разум. Тело человека, не является предметом рассмотрения в данной работе, поэтому употребляя слово человек, будем иметь в виду только его разум.

Процесс творчества можно разделить на два этапа, этап рациональной работы разума и этап иррациональной работы разума.

Рассмотрим процесс творчества разума на рациональном этапе. Этот процесс происходит во взаимодействии разума с теми формами, которые находится в данный момент в сознании, и этот процесс есть бытие разума. Процесс рассмотрим на примере. Допустим, я создал в своем сознании ранее никому не известный образ стула и обозначил его словом “стул”, затем речью (словами) и чертежом (тоже речь выраженная графикой) довел до другого человека свое понятие стула. То есть, мой разум в процессе бытия создал в сознании понятие стула, а передав это понятие другому человеку, сделал его общим для нас обоих. Мой разум вместе с разумом другого человека стал иметь общий (одинаковый) кусочек бытия, с общими понятиями о стуле, времени и пространстве. При этом сам этот стул создан и существует только в наших сознаниях. Потом мы начинаем из нечто, что ощущаем и представляем в образе дерева, создавать физически деревянный стул. Что-то пилить, что-то соединять, и в результате полученное новое нечто, по нашему общему мнению, будет совпадать с ранее созданным в наших сознаниях понятием стул. Вот этот процесс физического создания стула, и есть “физическая реальность” или быт. Другими словами, в результате наших телодвижений, из нечто (праха земного), мы создали новое нечто, которое для наших разумов имеет образ стула и обозначено словом стул.

С позиции другого человека, созданная моим разумом новая форма стула субъективна, но сам процесс создания новой формы, происходящий в моем сознании, когда там присутствуют известные формы в качестве объекта, для моего разума, являются реальными или объективными, а созданное понятие, существующим в настоящем времени. Запомнив созданное понятие в памяти, разум сделал его для себя прошлым, а передав посредством речи другому человеку, сделал это понятие настоящим уже для него. До момента передачи созданного понятия другому человеку, пока созданное разумом понятие находится в моем сознании или в памяти, это понятие для другого человека является будущим. Другими словами, разум создает для другого человека будущее, а для себя прошлое, но делает это в настоящем.

Отметим, что для другого человека, созданное моим разумом понятие стул стало существовать с момента, когда я высказал ему слово стул. То есть для него существование стула и последующая его физическая реализация, началось с моего слова. Возможно, именно об этом говорится в Ветхом завете – “вначале было слово”.

Таким образом, для двух субъектов, с двумя субъективными друг для друга понятиями, в случае договоренности об общности этих понятий, получаем одно общее понятие, которое становится для двоих уже объективным. В дальнейшем, мы станем уже вдвоем изучать эту объективную физическую реальность, сопоставлять ее с другими физическими реальностями, комбинировать их, и на этой основе создавать все новые и новые формы, новые понятия, которые будем реализовывать в быте, создавая и усложняя мир быта. Для человека начинают существовать два мира одновременно, мир бытия в сознании и мир быта в нечто, данный ему через ощущения. Причем мир быта является зеркальным отражением мира бытия. В мире быта отражаются, материализуются формы, созданные в процессе творчества в мире бытия.

Что же на самом деле кроется за ощущениями, поступающими в сознание из нечто? Что на самом деле представляет собой дерево, или земля, или солнце? Это разуму человека недоступно. В этом смысле человек может знать только, что есть “я” и есть “не я” или нечто. Отсюда понятно, что то, что на бытовом уровне мы называем новым знанием, всего лишь новые формы обозначенные словами, созданные разумом конкретного человека в своем сознании, в процессе творчества, но не в процессе познания окружающего мира нечто. Из окружающего мира нечто поступают только ощущения, в том числе и многократно усиленные всевозможными приборами, которые разум интерпретирует в процессе творчества. Если говорить о мире быта, то говорить о наличие в нем какого-либо нового знания вообще не приходится, поскольку там присутствуют только известные, созданные раньше формы.

Вернемся к моменту начала творения разумом новых понятий, а именно к моменту, когда ребенок начинает говорить. С этого момента, в сознании начинают присутствовать формы создаваемые разумом на основе информации получаемой от родителей. Разум отгораживается от ничто (хаоса), присутствующего в сознании с момента рождения ребенка, этими формами и существует среди этих форм. Иначе говоря, бытие разума отделено от небытия границей существующих формам. Понятно, что создать какую-либо принципиально новую форму в бытие разуму невозможно, можно только комбинировать уже известные существующие формы. Бытие, подобно игре в кубики, когда разные картинки получаются путем перестановки одних и тех же кубиков. Рациональный этап творчества, бытие разума, это ремесло, но этот этап является необходимым в процессе творчества. Без него невозможно завершить процесс творчества, невозможно преодолеть детерминированность разумов разных людей, невозможно создать мир быта людей, который обуславливает существование человеческого общества, а значит и самого человека. Новые идеи, которые разум “упаковывает” в новые формы на рациональном этапе творчества, возникают исключительно на иррациональном этапе процесса творчества разума.

Иррациональный этап творчества начинается за границей сознания, отделяющей существующие формы от ничто, или бытие от небытия. Иначе говоря, чтобы начать творить разум должен начать движение к ничто, сдвинуть существующую границу в сознании, вытеснить из сознания все рациональное, все существующие формы, прийти в непосредственное соприкосновение с ничто. Разуму абсолютно по силам познать ничто, поскольку познавать нечего. Разум представляет, что такое ничто, но именно потому, что это ничто, разуму представлять нечего. Абсурд в гармонии с логикой. Человеческий разум творит, и именно потому, что в ничто представлять нечего. То есть разум может представить все, что захочет. Ничто, это все. Чем более совершенен разум, тем более сложные формы он способен творить.

Разум свободен в творчестве, поскольку свобода в ничто, это свобода от чего-либо. Разум свободен в ничто, потому что нет ничего, что ограничивало бы его свободу, нет никакой необходимости. Свобода разума в ничто или духе, абсолютна. Абсолютная свобода, это абсолютное отсутствие необходимости, но поскольку нет ничего, что могло бы помешать реализации этой свободы, то абсолютная свобода есть абсолютная необходимость. И снова абсурдная логика.

Когда и как начинается иррациональный этап творчества разума? Выше говорилось, что необходимым условием начала творения, является сдвиг границы в сознании, отделяющей разум от ничто, освобождение сознания от всего рационального, существующего в виде известных форм и поступающих ощущений. Такое движение границы начинается после того, как разум задает себе вопрос – почему. Почему что-либо так, а не иначе? Сомнение разума – начало движения разума к ничто. Чтобы получить ответ на заданный вопрос, разуму надо полностью отключить сознание от ощущений, идущих от органов тела. Реально это выглядит так (буду говорить о себе): я полностью сосредоточен и увлечен поиском ответа, я ничего не слышу и не осязаю, зрение работает в неком фоновом режиме (это потом окажется, что пять раз звали обедать, из окна дуло холодом, а я действительно голодный). Наступает мгновение, когда разуму уже нечего мыслить, поскольку нет объекта. Не существует в сознании “не я”, а значит, не существует и субъекта “я”, мышление прекращается, “я существую” становится “я есть”. Разум соприкасается с ничто, становится единым с ничто. Мгновение, есть разрыв времени и пространства. Разум становится абсолютно свободным в небытие. Такое мгновение можно сравнить со смертью человеческого тела, но смертью всего лишь на мгновение. Тут же появляется ощущение наличия в сознании неупорядоченного что или неоформленного ответа на заданный вопрос. Появление в сознании этого ощущения, или “не я”, приводит к осознанию “я” и восстановлению процесса мышления или бытия. Восстанавливается рациональный режим работы разума, начинается рациональный этап творчества, в процессе которого разум преобразует ощущение в представления, образы, понятия. Разум “упаковывает” полученное ощущение ничто в ту или иную форму. Разум охватывает этой формой ничто, создавая конкретное что, преобразует бесконечность ничто в конечность формы. Ничто внутри мыслимой формы, поэтому оно вне мышления, но с мышлением рядом. Границей является мыслимая разумом форма, где с одной стороны, внешней, пространство и время, а с другой стороны, внутренней, бесконечность и безвременность (вечность). Далее, разум запоминает эту форму в своей памяти и передает ее в нечто, другим людям, тем самым материализуя ее в быте. Собственно на этом, процесс творчества данной конкретной формы заканчивается. Разум готов к следующему творческому процессу.

Отметим важный момент. Мгновение движения (действия) разума в направлении ничто, перед слиянием разума с ничто, есть толчок разума в ничто. Разум передает свою энергию движения в ничто. Причем, чем более сложный вопрос, тем большая область ничто должна охватываться формой создаваемой разумом, тем более сильный должен быть толчок, и тем больше кинетической энергии преобразуется в потенциальную энергию ничто. Иначе говоря, чем более сложная создаваемая форма в процессе творчества или чем более совершенен разум, тем быстрее скорость мышления и тем более сильный толчок разума будет в ничто в следующем процессе творчества. По мере роста совершенства разума, растет мощность передаваемой энергии в ничто.

Теперь представим, что в мгновение единения разума с ничто или духом, действительно умрет тело с мозгом. Умрет окончательно, а не на мгновение. Тогда разум человека уже никогда не вернется из состояния “я есть” в состояние “я существую”, ему просто некуда будет возвращаться. Разум навечно останется в небытие, в единении с ничто, став частью и одновременно целым с ним. Возможно, это и есть бесконечная, вечная, духовная жизнь, о которой говорил Христос, и нирвана, о которой говорил Будда.

Время пребывания в небытие, в процессе творчества, зависит от уровня совершенства разума, от мощности толчка. Будда, по свидетельству его учеников, мог часами жить в нирване, хотя для него самого эти часы сливались в одно мгновенье.