Высоко ты, Небо, в величии своем,
Отец наш и мать – так мы Небо зовем…
Небо, рождая на свет человеческий род,
Тело и правило жизни всем людям дает,
Люди, храня этот вечный закон, хороши,
Любят и ценят прекрасную доблесть души
“Шицзин”, Книга песен.
Так говорил Мо Ди
- Небо создало все на земле, оно является отцом всего сущего.
- Небо (Высший Разум) желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего.
- Небо также желает, чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах. Чтобы люди взаимно любили друг друга и приносили друг другу пользу, но не желает, чтобы люди друг другу делали зло и обманывали бы друг друга.
- Небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу. Это видно из всеобщности Неба, из того, что оно всех кормит. Ныне Небо не разделяет больших и малых царств… небо не разделяет малых и больших, знатных и подлых; все люди слуги Неба.
- Небо обладает волей: оно способно желать или не желать. Небо наказывает тех, кто побуждает людей к злу.
Воля неба!
Великий философ поставил в своих работах вопрос, который стал актуальным в наше время; он утверждал, что Высший Разум имеет способность желать или не желать чего- либо, а значит, у Высшего Разума есть задачи, которыми он руководствуется при управлении жизнью на Земле.
Одна из задач Высшего Разума – это сделать людей добрее и чище. По мнению Мо Ди, Небо призывает людей к всеобщей любви. Необходимо отдельную любовь заменить всеобщей любовью, корыстную выгоду – взаимной выгодой. По мнению Мо Ди, отсутствие всеобщей любви – главная причина беспорядков. Таким образом, люди должны сплотиться ради задачи: сделать мир добрее и чище.
Основная цель Неба сделать мир чище и добрей, воля Неба направлена на построение более справедливого общества.
При этом Мо Ди утверждает, что нарушение воли Неба приводят к взаимной ненависти, к взаимному вреду, и нарушители непременно будет наказаны Небом.
Строительство нового общества – цель Высшего Разума (Неба).
После построения нового общества, Высший Разум поставит новые задачи перед членами этого общества.
Какие?
На этот вопрос Мо Ди отвечает так.
Во – первых, справедливое общество – это путь к процветанию.
Во вторых, Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует Дао, а Дао следует естественности.
Задача, которые стоят перед Высшим Разумом: следовать Дао, то есть естественному пути развития жизни во Вселенной, чтобы естественный порядок вещей во Вселенной сохранился.
На земле необходимо построить общество управляемое мудрецами. Пока это общество не построено перед людьми нет смысла ставить другие цели, кроме целей построения совершенного общества – общества способного решать задачи невероятной сложности.
Совершенное общество
Для построения совершенного общества каждый должен день и ночь трудиться без отдыха, жертвовать личными интересами ради великих идеалов.
Общество не должно растрачивать духовные силы попусту, например, на соблюдение множества ритуалов, таких как трехлетний траур по усопшим родителям.
Изучать прошлое, и на основании знаний о прошлом строить свое будущее.
Правители должны почитать мудрость, подбирать служителей по деловым качествам, почтительно слушать, когда говорят правду.
Совершенный правитель осуществляет волю Неба. Общество будет совершенно и страна богата, если правитель будет исходить из общих интересов народа.
Не должно быть в обществе аристократических привилегий.
Общество посредством опыта и практики должно совершенствовать свои знания об окружающем мире. Знание народа – критерий истины. Знания должны иметь практическую ценность и служить народу. Большое значение имеет умение рассуждать.
Каждый человек в обществе должен приносить пользу обществу в соответствии с его
способностями.
Человек и его воля
“Человек хозяин своей судьбы и способен изменить существующие порядки”, – утверждал Мо Ди – это наиважнейший постулат его учения. Вера в то, что от него зависит будущее, и он способен изменить существующие порядки не лишает человека сил и является стимулом в борьбе за свое счастье.
В самом дели, Небо стремится, чтобы люди выполняли его волю, и поощряет или наказывает людей. Но люди вольны поступать по своему усмотрению, и, именно поэтому, построение справедливого общества остается мечтой, а правители, вопреки воле Неба, не жалуют мудрецов и тешат свое тщеславие, растрачивая энергию на праздные утехи.
Мо Ди и Конфуций
Учение великого Мо Ди, жившего в 5 веке до н.э., не получило широкого распространения. После смерти, в 400 г. до н.э., идеи Великого Мыслителя еще продолжали будоражить умы свободных тружеников: ремесленников, торговцев, земледельцев, но к концу 3 века до н. э. правящая элита усилила контроль во всех сферах жизни общества и школа моистов (мицзя) постепенно прекратило свое существование. Учение Мо Ди правящая элита постарались искоренить из сознания народа, и на долгие века и даже тысячелетия оно было забыто.
Конфуций был более удобным философом. В отличие от Мо Ди, он считал, что кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем. Согласно учению Конфуция, привилегия и господство наследственной знати – это волеизъявление Неба. Это, безусловно, было более удобно для знати, чем учение Мо Ди, который проповедовал равенстве людей перед Небом. Привлекало правящую элиту в учении Конфуция – необходимость следования ритуалам, длинным и бессмысленным. Мо Ди обращал внимание на то, что ритуалы занимали умы людей и бессмысленно растрачивали их душевную энергию. Мо Ди был против слепого преклонения перед стариной в отличие от Конфуция, который идеализировал древние ритуалы. Мо Ди иронически замечал, что так называемые древние принципы, которым нужно следовать, в свое время тоже были новыми, а те древние люди, которые следовали этим древним принципам не являлись совершенными людьми.
Конфуций проповедовал только одностороннюю любовь, только к своим близким. Гуманность знати распространялась только на своих родственников, а Мо Ди, как неудобный философ с вредными мыслями, был забыт на века.
Мо Ди и современность
Попытка опровергнуть его рассуждения, как говорил Мо Ди, – это все равно, что пытаться камень разбить яйцом.
Да никто и не пытался его опровергать.
Когда не хватает аргументов, для достижения своих целей используют силу.
Идеи Великого философа вечно живы, и только сейчас в мире появилась возможность, созрела почва, чтобы их воплотить в жизнь.
Еще раз попытаемся систематизировать основные положения великого философа.
1) Высший Разум имеет свои цели и задачи, ему не безразлично человеческое общество, и Он желает, чтобы на земле было построено совершенное человеческое общество.
2) Это совершенное человеческое общество сможет решать задачи, которые поставит перед ним Высший Разум. Все силы общества должны быть сосредоточены на продолжении жизни во Вселенной.
3) Руководители в этом обществе выполняют волю Высшего Разума, и действую в соответствии с рекомендациями мудрецов; то есть ученого совета. Не будет в новом обществе ни имущественных привилегий, ни преимуществ в соответствии с родословной. Люди будут приносить пользу обществу в соответствии со своими способностями. Все достижения в познании окружающего мира будут направлены на благо людей, во имя продолжения рода человеческого, во имя продолжения жизни во Вселенной.
4) Правители должны создать такие условия жизни, когда в стране будет взаимная любовь и польза, когда ученые будут уважаемыми людьми. Люди должны быть усердны в делах, выполняя волю Высшего Разума. Только достойные, способные приносить пользу общему делу могут занимать соответствующие должности и положения.
5) Правители должны заботиться, чтобы люди получили образование. Знание народа – критерий истины. Народ – высшая ценность. Характер человека формируется в процессе воспитания, необходимо воспитанием изменить природу, как отдельного человека, так и всего общества. Достойные люди должны быть при воспитании, как идеал для подражания. Люди должны уметь размышлять. Осознание – это стадия разумного знания, так называемой мудрости, когда все знания об окружающем мире воспринимаются человеком осмысленно.
Заключение
В новом обществе людей, воспитанных согласно принципа всеобщей любви, все знания об окружающем мире должны восприниматься осмысленно.
Об учителях нравственности читайте на моем сайте.
Источники:
- В.Г. Иванов “История этики древнего мира”, Санкт-Петербург, 1997.
- “История Древнего Мира. Древний Восток.” А.И. Бадак. И.Е. Войнич. Минск, 2000.
- А.Н. Чанышев, “Курс лекций по древней философии”, Москва, 1981.
- М.П. Титаренко, “Древний философ Мо Ди его школа и ученики”, Москва, 1985.