Что такое осознанность? Осознанность это восприятие восприятия. Восприятие не мыслью. Восприятие сердцем.
Например, восприятие (осознанность) воспринимающего воспринимающим в тот момент, когда он что-либо делает. То есть осознавание не только того, что именно делается, но и самого делателя, как бы со стороны. В результате такого наблюдения происходит отход от механистичности, а происходит глубокое переживание каждого проживаемого момента во всей его полноте, включая делаемое, делателя и “пространства первичного восприятия” наблюдающего за тем, что создается и творится. Остается только восприятие без мысли, что “я это делаю”. Делатель действует спонтанно. Как мы играем на пианино в момент импровизации. Нас словно нет и в то же время существует нечто, что наблюдает за игрой и испытывает вдохновение.
Вы слышали когда-нибудь о практике восприятия мира телом? “Телом”, это, конечно, сказано условно. Просто сердце еще в полной мере не раскрыто на тот момент и осознанность является не полной, поскольку все еще преобладает осмысление головой. Поэтому, когда говорится о восприятии телом, имеется в виду, что сознание словно опускается на уровень груди, задней верхней части спины и плеч. И оттуда, словно соприкасаясь кожей с окружающим миром, начинается ощущение непосредственного контакта с ним. Так, как если бы мы, находясь на расстоянии от чего-то, словно в действительности соприкасались с этим окружающим своим телом. Это бесконтактное “касание” очень сильно развивает чувствительность, можно даже сказать сверхчувствительность. Но суть даже не в этом, а в том, что по мере освоения этого опыта, мы оказываемся способными не осмыслять мир рассудком, а переживать непосредственное, прямое восприятие окружающего, как если бы мы и были им самим. И, действительно, когда эта способность к прямому восприятию растет, границы между внутренним и внешним, как и деление на себя и мир имеющее результатом отделение себя от мира исчезает и все воспринимается как наполненное неким единством, можно сказать одним сознанием и даже тело до этого казавшееся чем-то плотным, начинает внутренне восприниматься все более и более прозрачным. И тогда как раз и появляется осознанность, потому что с этого момента мы начинаем не просто воспринимать мир, а начинает происходить восприятие восприятия. Если до этого мы воспринимали мысли и свое отождествление с ними то с этого момента место осмысления занимает просто непосредственное восприятие, то есть знание об окружающем напрямую, без дачи каких-либо оценок умом, без отождествления с этими оценками, а просто воспринимая происходящее как проявление восприятия. С этого момента восприятие мира становится осознанным, то есть начинает происходить не осмысление воспринятого (рассудочность, умственная оценочность), а прикосновение к миру сердцем, его раскрытие и пребывание своим сознанием в нем, но и все окружающее при этом также воспринимается неотъемлемой частью сердца. Происходит восприятие восприятия. Словно нет воспринимающего, стоящего отдельно от мира, нет мира, который надо было бы воспринимать отдельно от себя, все просто является единым восприятием, без какой-либо оценочности просто воспринимающим само себя. И чем это ощущение полнее, тем интенсивнее переживается ощущение своей неотделимости от мира. Переживается не как мысль, а как непосредственное живое восприятие этого присущего всему всеединства.
Восприятие становится разрозненным, когда “центр” нашего восприятия находится в голове и восприятие становится объемным и всеобъемлющим, когда “центр” нашего восприятия перемещается в сердце.
Все так просто. Перемести сознание в голову и, начав думать, увидишь мир во всем его многообразии. Перемести сознание в сердце и увидишь, что мир в действительности един.
Первое называется осмыслением и дает восприятие множественности. Второе называется осознанностью и рождает в сознании восприятие восприятия во всеединстве. И что вы скажете о том, какой будет музыка, танец, пение, живопись, поэзия в зависимости от того, как и откуда мы начинаем воспринимать мир? Воспринимаем ли мы его во множественности или воспринимаем его в единстве.
В действительности все является проявлением Единого Сознания воспринимающего проявление Себя в Себе Самом. Когда происходит отождествление сознания с воспринимаемым, при котором происходит восприятие форм возникающих в Сознании Единого в виде отдельности одного от другого (когда восприятие сосредоточено в голове), появляется идея собственного, отдельного от всего другого и не тождественного остальному “я”, которое воспринимает. В силу того, что это “я” кажется отдельным от всего остального мира, в сознании появляется идея множественности.
Когда возникает перевод сознания в сердце, происходит разтождествление с образом множественности и возникает восприятие единообразия всего сущего, как являющегося проявлением одного образа, образа невыразимого, являющегося источником всего множества форм и в то же время одинаково присутствующего в них всех. В связи с чем все формы воспринимаются как рождаемые в этом Едином Сознании / Восприятии, порождаемые и растворяемые Им Самим в Себе Самом и идея “я”, как отдельного от остального мира, исчезает и растворяется в этом состоянии сама собой.
Стоит только перевести сознание в голову и идея “я” отдельного от мира вновь возникает сама собой.
В случае, когда сознание сконцентрировано в голове, происходит процесс отождествления с возникающими в сознании мыслями. Восприятие всего сущего, как Единого Потока Единого Восприятия отсутствует и это при том, что само Единое, конечно же, не теряет при этом своей Единой Сущностности.
Когда же мы переводим сознание в сердце, мы попадаем в то изначальное состояние сознания, в котором это восприятие единосущностности присутствует всегда и в любое время.
Написано это было к тому, что Единое Сознание воспринимает Само Себя в единстве и оно же воспринимает себя через отождествление с проявляемыми в Себе формами и мыслями, чувствами и прочим, по природе своей оставаясь просто восприятием отождествленным с чем-либо или не отождествленным ни с чем.
Практика, ориентированная на восприятие восприятия приводит к тому, что происходит разтождествление с возникающими в Едином Сознании образами, формами, мыслями и т.п., то есть исчезает захваченность ими и сознание остается в том состоянии восприятия, когда образы, формы, мысли и прочее продолжат возникать, но мы становимся чистым восприятием не отождествленным с ними, а просто воспринимающим их проявление и проявление всего мира во всей его простоте и полноте, но полноте не множественности, а возможностей.
Само же переживание жизни и ее полноты, как и полноты наполненности всего вокруг единым сознанием становится намного более полным и уже не мы, как некое отдельное “я” воспринимаем жизнь, а “Я” единое на всех, “Я”, как Жизнь во всей своей полноте воспринимает Сама Себя.
В любом случае воспринимаем не мы, во всех случаях воспринимающим является только сознающее все Единое, но в случае отождествления с мыслью, чувствами, эмоциями и подобным, Единое переживает состояние отдельно существующего “я” и в то же время то же самое Единое, существуя вне мыслей, слов, чувств и эмоций и всего подобного, обладает восприятием себя вне отождествления с множеством этих своих проявлений, переживая полноту (или пустоту, в силу отсутствия выделенности и отделенности чего-либо от Него Самого) Своего Бытия. Бытия наполняющего все чувства, мысли и образы, и эмоции.
Это Бытие также называют Источником. Источником восприятия. Не будь этого Источника восприятия, ничто в Едином не могло бы воспринимать себя.
Практика восприятия восприятия возвращает к тому состоянию восприятия, когда Источник Бытия воспринимает единство и безначальность самого себя. Со всеми возникающими в Нем Самом проявлениями Самого Себя. С этим и связано то, что никакой потери состояния “Я” никогда не происходит, просто вместо “я” ограниченного отождествлениями возникает другое состояние того же самого “Я” в его тотальности, неограниченности и непознанности.
“Я” в котором воспринимающий, воспринимаемое и сама природа восприятия сливаются и вновь становятся чем-то единым. Единым, неограниченным и непознанным. Это и есть то, о чем говорил Иисус – стоять в Начале всего.
“Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти”.
“Ученики его сказали: Покажи нам место, где ты, ибо нам необходимо найти его. Он сказал им: Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то тьма [на Руси слова “тьма”, помимо значения – “противоположное свету”, имело еще одно значение – множественность]” (Евангелие от Фомы, 29).
А дальше есть очень интересная тема Изначального Света и пяти его проявлений или пяти его качеств, воспринимаемых нами, как проявления Единого Сознания через те или иные ощущения.
Это пять цветов воспринимаемых глазом, из которых сочетание двух пар цветов порождает в восприятии два дополнительных цвета и всего их воспринимается семь.
Это и свойство присущее каждому из пяти проявлений, задавать в нашем сознании ощущение вкуса, посредством рецепторов, рождающих в восприятии восприятие того или иного вкусового оттенка, тактильные ощущения или способность к осязанию, ощущение и восприятие плотности, обонятельные, слуховые (высокие и низкие звуки) и визуальные. Словно художник эти пять проявлений рисуют в нашем восприятии весь наблюдаемый нами мир. И все эти силы, и это подтвердит любой физик, носят электрический характер.
Мир в действительности не твердый, он сплошь и рядом состоит из энергий. И, если на уроках физики в школе мы привыкли видеть макеты молекул в виде собранных вместе твердых шариков, то на самом деле из тех же уроков физики следовало, что каждая такая молекула в действительности является тем или иным сочетанием энергетических частиц, которые в сути своей являются только энергией и ни чем иным, энергией не обладающей никакой плотностью, плотность, восприятие плотности возникает только в результате проходящих в мозгу электрических импульсов, задающих нашему сознанию эти ощущения. И это хорошо видно на примере человека находящегося под гипнозом, который не может пройти на сцене через внушенную его восприятию гипнотизером стену. Для зрительного зала никакой стены на сцене не существует, однако загипнотизированный вновь и вновь повторяет свои попытки по ее преодолению.
Единое Сознание подобно такому гипнотизеру и, в то время, как одни его проявления ходят по воде яко по суху, с легкостью летают над землей, поправ все законы тяготения и делают многое другое, другие его проявления остаются прикованными к земле и тонут под грузом внушенных им Единым Сознанием забот, будучи в своем восприятии полностью отождествленными с ними.
Пять проявлений энергии Изначального Света Единого Сознания имеют проявления воспринимаемые как плотные, так и тонкие, поэтому всегда существует возможность как перехода от восприятия этих проявлений как плотных, к их более тонкой энергетической форме, к их более тонким проявлениям, так и к выходу на сам их Источник, который, как и было уже сказано является Единым, обладающим Сознанием (способностью к восприятию) Светом. Светом познания, познающего Самого Себя в неограниченности “рисуемых” им в Самом Себе проявлений. Проявлений пяти исходных энергий, имеющих электрическую природу, создающих в сознании (восприятии) те или иные импульсы.
Существует множество методик позволяющих гармонизировать эти энергии и выйти на их Источник.
В действительности, в результате этих упражнений, будучи Сам всем, выходя из отождествления с “рисуемым” этими пятью энергиями, Единый Источник обнаруживает Сам Себя.
Есть еще одна интересная тема – тема добра и зла. Тема того, насколько относительными являются эти понятия. Не даром ведь говорится: “что русскому здорово – то немцу – смерть”. В действительности же наилучшими критериями определения того в какую область Единого лежит наш путь, видится такой подход: все, что ведет к отождествлению и прилипанию сознания к чему-либо, автоматически вводит в наше восприятие понятие множественности и соответственно ощущение обособленности от Единого. Все, что ведет к разотождествлению с восприятием множественности, автоматически подводит нас к восприятию всеединства. А дальше легко определить, что не власть, слава, богатство и т.п., а залипание на них, подобно мухе прилипшей к банке с вареньем, приковывает и удерживает наше восприятие (сознание) на них через отождествление себя и своей жизни (и своего восприятия) с ними, порождая в нашем сознании чувство привязанности, которое и есть отождествление себя с теми или иными внешними и внутренними проявлениями, порождающими в восприятии идею “я” отделенного силой этого отождествления с чем-либо от всего остального.
И напротив, прекращение восприятия себя в качестве деятеля, обладающего чем-либо ведет к разтождествлению с возникшими в сознании образами себя, как отождествленного с чем-либо: телом (формой), именем, сложившимися привычками. Когда происходит разтождествление со сложившимся образом, возникает состояние освобождения, состояние свободного восприятия. Состояние свободного восприятия ведет к возникновению в жизни спонтанности, постоянной импровизации, подвижности. Можно сказать, что жизнь в этом случае наслаждается своей собственной игрой в любом ее проявлении. Жизнь наслаждается сама собой. Жизнь наслаждается жизнью.
Тема спонтанности также интересна. Есть упражнения позволяющие развить состояние спонтанности. К таким упражнениям относятся комплексы движений тайцзи-цюань, таогун, аутодвижения. В основе их лежит способность сознания управлять телом напрямую, без предварительного размышления над каждым последующим действием. Этим искусством владеют выдающиеся танцоры и танцовщицы, этим искусством владеют выдающиеся певцы и композиторы. Мелодии и движения рождаются словно помимо них, им остается только записать ноты или осуществить движение. Каждый миг становится неповторимым, а жизнь наполненной, интересной и гармоничной.
Такое состояние получило название “дзен” или состояние “внутренней тишины”. Состояние, когда жизнь проявляется сама собой. Как жизнь, проявляемая с журчанием ручья, свободно бегущего по камням. Ручей весело бежит… Бежит также весело, как ребенок, ни с чем не отождествляясь, ничего не обдумывая, ни за что не цепляясь, бежит, как сама жизнь, не отождествляясь с формой, поскольку не имеет ее, не отождествляясь с именем, бежит с легким журчанием, бежит легко и свободно… ни на чем не задерживаясь…
А дальше уже легко перейти к теме свободы от каких-либо концепций. И рассмотреть это на примере ручейка, легко бегущего по камням. Отчего так легок его бег? Он никогда ни на чем не задерживается. Он совершенно не связан никакой идеей. Он имеет природу воды. Он един со всей водой. Источники воды соединены между собой. Вода, всегда оставаясь водой, принимает множество форм, но кто может сказать, что стремление к чему-либо это основное свойство воды? Основное свойство воды это не стремление к чему-либо. Основное свойство воды – подвижность и текучесть.
Если сознание подобно такому бегущему ручейку, проживающему свою подвижную природу, оно легко и подвижно, легко вписывается в любую ситуацию. Однако, стоит только сознанию замереть и отождествиться с чем-либо и оно становится подобно воде в зимнюю пору.
Есть множество проявлений Единого желающих постичь свою собственную природу, но уже само желание само по себе подразумевает возникновение / создание в своем восприятии концепции достижения и своего отождествления с ней и проявление не замечает как скоро начинает тормозить, постепенно превращаясь в красивую, но холодную форму. Форму, лишенную подвижности, ограниченную созданной концепцией.
Но стоит ли так затруднять себя желаниями и концепциями, если все уже предначертано Единым и все, что нам остается это воспринять наш путь как проявление Его.
Все в твоих руках. Все в твоих руках просто потому, что ты уже являешься всем. В основе жизни лежит способность всего к восприятию. Потому что в основе своей все восприятия имеют один Источник воспринимающий рождение, становление, исчезновение и все это одновременно.
И практика восприятия восприятия интересна тем, что она сливает сознание в одно с текучестью жизни, с Потоком Единого Восприятия. Просто становясь им.