На пороге третьего тысячелетия вполне естественными выглядят попытки создания различных концепций дальнейшего развития человечества. Несмотря на то, что диапазон таких концепций достаточно широк, для них всех характерна одна особенность – они замкнуты. Замкнуты на Землю. Такой явный антропоцентризм создает впечатление, что до сих пор в общественном сознании господствует средневековая птолемеевская система мира, где Земля – центр всего сущего. Поэтому, не считая для себя возможным критиковать какие-либо теории, предлагающие дальнейшие пути развития человечества в третьем тысячелетии, нахожу полезным заметить, что любая теория такого рода, по возможности, должна соответствовать уровню науки своего времени и обязательно должна включать в свои построения проблему предназначения человечества. Потому что если само развитие человечества смысла не имеет, то имеют ли смысл теории такого развития?
Для того, чтобы начать искать подходы к решению проблемы предназначения человечества, прежде всего надо осознать, что Земля с населяющим ее человечеством лишь мельчайшая частичка нашей Вселенной, и развитие человечества необходимо рассматривать в контексте развития самой Вселенной.
Уже давно не секрет, что доступная нашему наблюдению часть Вселенной содержит огромное количество звезд (10 в 23 степени звезд в 10 в 12 степени галактик по Эйнштейну). Наше Солнце всего лишь одна из таких звезд. По сравнению с этим невообразимое ничтожество человека даже в масштабах нашей Галактики не оставляет никакого места для претензий человека на какую-то особо значимую роль во Вселенной.
С другой стороны, существование нашей Вселенной подчинено определенным законам, не зависящим от нас. Само наличие системы таких законов, управляющих Вселенной, является сильным аргументом в пользу целенаправленности развития Вселенной.
Для земной цивилизации целенаправленность развития Вселенной имеет большое значение. Человечество, являясь хоть и малой, но частью Вселенной, подчиняясь всем ее законам, находится в силу этого в русле ее целенаправленного развития и уже поэтому имеет полное право рассчитывать, что его существование не бессмысленно. Другими словами, можно достаточно уверенно утверждать, что, по крайней мере, в рамках нашей Вселенной человечество имеет предназначение. Естественно, что с этих позиций наиболее глобальная задача, которая стоит перед земной цивилизацией, заключается в том, чтобы понять свое предназначение.
В свете вышесказанного стоит, вероятно, попытаться взглянуть на проблемы, стоящие перед человеческим сообществом, несколько более глобально. Для этого надо попытаться представить себе тот путь эволюции, в результате которого сформировалось человеческое сообщество, и осознать направление, по которому оно развивается, в более широком аспекте, чем узкопланетарный.
Если отказаться от постулатов голого материализма (которые, впрочем, так же должны приниматься на веру, как и догматы любого религиозного учения), то по крайней мере два аргумента, знакомые каждому, говорят в пользу раздельного существования в человеке двух обособленных составляющих – физического тела и духовной сущности.
В качестве первого аргумента выступает знакомое каждому личностное ощущение цельности и единства собственного сознания (собственного Я), не смешиваемого со своим физическим телом.
Второй аргумент – это комплекс явлений, связанный с феноменом смерти, наиболее полно описанный в свое время в так называемой “Тибетской книге мертвых”, подтверждаемый в последние десятилетия многочисленными свидетельствами людей, пережившими клиническую смерть.
Если принять во внимание восточные теории, то духовные сущности людей вне физического тела пребывают в особом духовном мире, где нет устоявшихся форм. Любые формы этого мира создаются сознанием духовных сущностей, и более того, в основном, эти порождаемые формы являются отражением духовного опыта этих сущностей, накопленного во время пребывания их в физическом теле. То есть можно сказать, что духовный мир, в том виде, в каком он представляется духовным сущностям, – в значительной степени отражение и порождение форм нашего физического мира. В данном случае можно провести аналогию со сном. Во сне, с одной стороны, образы порождаются и активизируются нашим сознанием, а с другой – эти образы в определенной степени от нас независимы, так как мы не всегда можем одним лишь усилием своей воли их совершенно произвольно менять. (Кстати, именно порождаемое формотворчество духовного мира дает основание для утверждений, что загробный мир со своими раем и адом, описываемый различными религиями, действительно вполне реален в духовном мире для человеческих духовных сущностей в соответствии с их религиозными воззрениями и степенью духовной чистоты).
Главный теоретический вывод заключается в том, что материальный мир для духовных сущностей более совершенен, чем духовный, так как, получая доступ в материальный мир, духовные сущности получают новые возможности для деятельности, связанные с созданием устойчивых форм, а значит и искусственных объектов, продолжающих существование в дальнейшем уже независимо от сознания создавшей их сущности, что невозможно для духовного мира.
Одно из важнейших совершенств материального мира заключается в том, что созданные в какое-то время материальные объекты (например, архитектурные сооружения) служат многим и многим людям, а не только их создателям. И что очень важно, итог духовной деятельности, запечатленный, например, в книге, не пропадает с уходом из материального мира своего создателя, а продолжает служить все новым и новым духовным сущностям.
Косвенным признанием более высокого совершенства материального мира перед духовным, например, в христианстве может служить положение о том, что после Страшного суда воскресение из мертвых произойдет не в духовном мире, а души воссоединятся с обновленными нетленными телами.
Если внимательно присмотреться к истории Земли, то можно сделать вывод, что вся бурная эволюция жизни на Земле есть лишь отражение попыток овладения материальным миром со стороны обитателей духовного мира.
Этот процесс идет в трех основных планах:
1). Получение некоторых возможностей влияния на энергетические составляющие материального мира Земли (например, известные в мифологии всех народов духи воды, воздуха и огня).
2). Самореализация через различные формы жизни, которые наиболее удобны для индивидуальных духовных сущностей тем, что являются законченными отдельными объектами с единой системой централизованного управления. С этой точки зрения можно с достаточной уверенностью утверждать, что жизнь на Земле порождена связанным с Землей духовным миром. То есть можно сказать, что, в определенной степени, живой мир – искусственен.
По мере усложнения форм животного мира все явственнее становятся начатки духовных проявлений.
3). Человек – качественный скачок.
Духовная деятельность постепенно осознается как главная.
Создается человеческое сообщество, которое развивается в соответствии с духовными достижениями входящих в это сообщество людей.
Важнейшим аспектом доминирования духовной деятельности человека является осознание себя как двуединой духовно-материальной сущности, которой необходима осмысленность своего существования, а также осмысленность существования человеческого сообщества в целом.
Извечный вопрос: “В чем смысл жизни?” – который задавали себе люди с глубокой древности, является одним из самых продуктивных вопросов, какие когда-либо ставили перед собой люди. Он не позволяет человеческому сообществу останавливаться в своем развитии, ибо за всю историю человечества не было создано такой формы государства, такой религии, такой теории или идеологии, которая могла бы непротиворечиво доказать, что человечество, выполняя те или иные определенные действия, как винтик в мировом механизме, выполняет заданную ему кем-то функцию.
Каким же должен быть четвертый этап прогресса эволюции духовно-материальных сущностей Земли?
Скорее всего, искусственное совершенствование материального носителя духовной сущности – физического тела человека. Прежде всего это касается кардинального повышения его жизнеспособности, то есть, другими словами, – приближение к практическому бессмертию физического тела.
Казалось бы, будущее прекрасно! Ведь с дальнейшим развитием науки и техники избавление человеческого тела от болезней, старения, а может быть и создание полностью искусственного совершенного физического тела – только вопрос времени.
Но настораживают по крайней мере два момента:
Первое – это то, что одновременно с созидательными возможностями людей резко возрастают и разрушительные. Уже сейчас человечество в состоянии полностью уничтожить себя, что в предыдущие столетия было невозможно. Самоуничтожение может наступить в результате глобальной ядерной войны, экологической катастрофы или эпидемии новой болезни, вызванной каким-нибудь новым, действующим достаточно быстро, смертоносным вирусом, появившимся либо в военной лаборатории, либо в результате мутагенного воздействия окружающей среды. Все перечисленные причины возможного самоуничтожения человечества неразрывно связаны с ускоряющимся научно-техническим прогрессом и являются его порождением, при этом опасность такого самоуничтожения нарастает угрожающе быстро.
И второе – “молчание” Вселенной, то есть отсутствие положительных результатов в поисках внеземных цивилизаций. Такие поиски проводятся уже длительное время учеными разных стран, и отсутствие положительных результатов, казалось бы, ни о чем не говорит, так как может объясняться несовершенством аппаратуры и методов исследования применяемых в данное время. Но все не так просто.
Для изучения доступен почти весь диапазон электромагнитного излучения, а расстояния до наблюдаемых объектов могут измеряться миллиардами световых лет. Это означает, что современная наука в состоянии получать информацию от такого огромного количества космических объектов, которое даже трудно себе представить. Поэтому полное отсутствие искусственных сигналов внеземного происхождения или следов астроинженерной деятельности, вероятно, должно иметь и иные причины, а не только несовершенство поисковой базы.
Можно, конечно, предположить уникальность жизни на Земле. Но это крайне маловероятно, так как Солнце – самая обычная звезда, расположенная на периферии самой обычной галактики. Заурядность Солнца скорее говорит о том, что жизнь во Вселенной – достаточно обычное явление.
Но, если это так, то, имея основной движущей силой одухотворение материального мира, жизнь неизбежно должна порождать Разум и, как следствие, цивилизации на очень многих звездах. То есть зарождение цивилизаций должно носить массовый характер. Почему же тогда не обнаружено ни одного признака существования внеземной цивилизации?
Наиболее вероятный ответ может звучать так:
На определенном этапе развития перед цивилизацией встает реальная опасность уничтожения.
При этом “молчание” Вселенной указывает на то, что опасность эта в масштабах нашей Вселенной носит закономерный характер и угрожает всем достаточно молодым цивилизациям.
Какова же может быть природа такой универсальной опасности?
Прежде всего опасность может быть внутренней. То есть, развиваясь до определенного предела, цивилизация уничтожает себя сама. В качестве наглядного примера могут служить наиболее вероятные пути самоуничтожения земной цивилизации, перечисленные выше. При этом надо заметить, что необоснованный оптимизм в отношении того, что все внутренние угрозы в критический момент как-нибудь разрешатся сами собой, по меньшей мере не оправдан.
Но если бы природа универсальной космической опасности ограничивалась только этим, то перспективы на будущее у человеческой цивилизации рисовались бы весьма мрачными. Действительно, “молчание” Вселенной означало бы в таком случае, что все цивилизации, достигнувшие определенного уровня развития обязательно погибают, и, таким образом, порог внутренней опасности непреодолим. Конечно, абсолютно исключить такой вариант развития событий нельзя, но вряд ли такой вариант единственный. Поэтому можно считать, что универсальная опасность имеет более сложную природу, является комплексной и может иметь внешнюю составляющую.
Например, можно предположить, что в космосе могут существовать настолько могучие, с нашей точки зрения, формы жизни, что они не только значительно превосходят по мощи сравнительно молодые цивилизации, но и стремятся использовать их в каких-то своих интересах, может быть, даже в утилитарных целях (например, как земные фермеры используют домашний скот).
Как только молодая цивилизация достигает определенного уровня развития технологии и начинает подавать сигналы искусственного происхождения с указанием местоположения источника этих сигналов, то после этого космическому хищнику остается только принять меры по оценке и утилизации этой молодой цивилизации.
В частности, для Земли такими сигналами искусственного происхождения являются обычные радиоволны, излучаемые земными радиостанциями с момента изобретения радио, то есть почти сто лет. Если вспомнить, что радиоволны распространяются со скоростью света, то нетрудно понять, что информация о появлении новой молодой цивилизации уже достигла всех космических объектов в радиусе нескольких десятков световых лет. Возможно, на наше счастье, Солнце, как уже упоминалось, находится на периферии нашей галактики. Поэтому число таких космических объектов относительно невелико, и там, возможно, нет космических хищников. С этой точки зрения, такое удаленное от центра галактики расположение Солнца можно признать довольно удачным – у нас есть небольшой запас времени.
Из гипотезы о космических хищниках логически вытекает то, что любая здравомыслящая цивилизация будет стараться всячески скрыть свое существование и местоположение, а потому “молчание” Вселенной как нельзя более естественно. Обнаружение же искусственных сигналов внеземного происхождения может носить лишь случайный характер, ввиду кратковременности передачи таких сигналов молодой цивилизацией, не осознающей возможности космической опасности.
Конечно, если возможность самоуничтожения земной цивилизации – то есть внутренняя опасность – очевидна, то в отношении внешней угрозы можно сказать, что ее наличие ничем не обосновано, и, следовательно, внешняя опасность является надуманной. Но, во-первых, наши знания о внеземных формах жизни не просто малы – они отсутствуют. Поэтому заявлять, что такой угрозы не существует, нет достаточных оснований. Во-вторых, Вселенная “молчит”, а молодая земная цивилизация о себе уже “заявляет”. По крайней мере, есть о чем задуматься.
Если затронуть вопрос возможной целесообразности такой универсальной закономерности, как возрастание опасности уничтожения молодой цивилизации по мере ее развития, то суть такой целесообразности может заключаться в создании преграды на пути развития монстроидальных и недостаточно жизнеспособных цивилизаций.
Для того, чтобы защититься от внешней угрозы, от цивилизации требуется высокая активность в наращивании темпов ускорения научно-технического прогресса, что в свою очередь ведет к нарастанию внутренней опасности.
Если проанализировать аспекты угрозы самоуничтожения, нависшей над нашей земной цивилизацией, то становится очевидно, что возможность решения этой проблемы лежит, в основном, в плоскости нравственности. Именно безнравственные решения привели к все возрастающему загрязнению окружающей среды, что самым коротким путем ведет к экологической катастрофе. Безнравственные решения в военной области привели к созданию так называемой “ядерной кнопки”, активизация которой гарантированно уничтожит земную цивилизацию.
Так имеет ли право цивилизация такого нравственного уровня претендовать на получение еще более мощных технологий, разрушительная сила которых может выйти за планетарные пределы?
Казалось бы, при чем тут нравственность? Разрушительный аспект научно-технического прогресса надо просто поставить под строгий и эффективный контроль государственных и надгосударственных (типа ООН) органов, и проблема будет решена. Но история человеческой цивилизации ясно показывает, что запретительные меры локальны по своей природе. Они могут быть в той или иной мере эффективны в строго определенной ситуации, но никогда не были в состоянии решить глобальной проблемы. Пример – борьба с преступностью. Сколько существует человеческое сообщество – столько идет борьба с преступностью. Добилось ли общество за прошедшие тысячелетия кардинальных успехов в борьбе с этим злом? Появились ли хотя бы значимые перспективы в этом направлении? Ответ очевиден.
Более того, на запретительные меры всегда следует реакция. Со всей изощренностью человеческого ума изобретаются способы, направленные на то, чтобы обойти запрет. Обычно такие способы очень быстро находятся, а глобальная проблема остается нерешенной.
Каково же нравственное решение проблемы?
Оно заключается в том, что человек, как представитель земной цивилизации, на любом уровне принятия решений должен руководствоваться в первую очередь нравственными критериями, а потом – остальными.
Например, руководитель какого-либо предприятия так же должен быть не в состоянии принять решение о сбросе отходов в протекающую рядом речку, как нормальный человек не может залезть в карман прохожему, какими бы экономическими соображениями это ни диктовалось.
Переломный момент в развитии земной цивилизации сможет наступить тогда, когда на руководящие посты будут выдвигать в первую очередь по нравственному критерию.
Конечно, может возникнуть вопрос о том, как отличить человека нравственного от маскирующегося под такового? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дал в свое время еще Христос: “Судите по делам его”. Как бы человек, таящий в себе зло, не прятался под личиной добродетельного, в его жизни зло обязательно прорвется в каких-либо поступках, потому что душа человека проявляется именно в его деятельности в материальном мире.
Понятно, что люди не ангелы, и они должны иметь какое-то средство, доступное всем без исключения, которое помогало бы им двигаться по пути нравственного совершенства. Средство это – чистая бескорыстная любовь – способность совершенно свободно, без всякого внутреннего принуждения, а только по своему желанию, отдавать тепло своей души и делать добро, не требуя ничего взамен.
В настоящее время печатные издания и электронные средства массовой информации получили такое развитие, что заняли главное место среди источников получения информации практически для каждого человека Земли. И чем же они заполнены? В основном насилием. Насилие – противоположность любви. Более того, подавляющая часть всего, относящегося к любви в книгах и на телеэкране или напрямую связывается с насилием, или представляется настолько в пошлом свете, что само понятие “любовь” постепенно приобретает постыдный оттенок. Насилие же, наоборот, приобретает черты привлекательности. А широкое распространение в художественной литературе и кинематографе триллеров, в которых насилие представляется в наиболее жестоких формах, четко указывает направление развития общественного сознания.
К сожалению, приходится признать, что в настоящее время человеческая цивилизация находится на монстроидальном пути развития. Само по себе наличие Предназначения совсем не гарантирует того, что нам будет обязательно дозволено его выполнить. Например, на производстве, если даже очень важная деталь в каком-нибудь механизме получилась бракованной, ее просто выбрасывают и делают новую.
Если человечество не сможет победить в себе темное начало, то оно окажется тупиковой веточкой на дереве мироздания, и веточка эта отомрет. Конечно, для мироздания в таком исходе нет ничего трагичного – всего лишь еще одна неудачная попытка, но именно поэтому мы должны совершенно ясно себе представлять, что не существует абсолютно никаких оснований рассчитывать на то, что кто-то придет Извне и вытащит нас из того состояния, в котором мы находимся.
Только мы сами.
Если у кого-либо из читателей возникнет желание обменяться мыслями по темам, затронутым в данной статье, просим отправлять ваши сообщения по адресу: sciencesmi@inbox.ru
Постараемся вам ответить.