В истории человечества существуют две основных концепции, лежащих в основе любого вида мировоззрения: атеистический взгляд на мир, который исключает существование какого-либо единого центра, Творца, и теизм, религия.
Если мы рассмотрим материализм немного подробнее, то увидим, что характерной чертой этого мировоззрения является признание материи, как физической, так и более тонкой (например, разума) единственно существующей реальностью. Причем, надо подчеркнуть, что по мнению последователей этой доктрины, более грубая материя является источником для более тонкой (эволюция Дарвина, например).
Любое учение, любая концепция, в том числе, и философская, несомненно, нуждается в каком-либо центре, основе. В атеистическом мировоззрении в центр помещен человек, личность. Следовательно, все окружающее предназначено для удовлетворения его нужд и желаний. Если представить такой взгляд в виде окружности, то в центре мы увидим человека (то, что он считает собой), а все остальное – по краям этой окружности. Находящееся на периферии должно служить центру, – то есть “мне”. “Я есть центр, и все окружающее нужно использовать для осуществления моих желаний”, – такова точка зрения материалиста. Мы можем не признавать этого, и заниматься благотворительностью, жертвовать большие суммы на лечение больных и тому подобное, но в центре всегда будем мы сами. Не признание факта не значит, что он не существует.
Такова природа ложного “эго” – оболочки из тонкой материи, окружающей душу в материальном мире. Две совершенно разных субстанции – душа и материальный мир соединены неким посредником. Это и есть “ложное эго”. Забыв себя, душа отождествляется материальным телом, разумом и чувствами. А правит балом “ложное эго”. “Я – в центре всего”. Это позиция нашего эгоизма. Важно понять, что покуда душа не перестанет считать себя телом и т.п., она неизменно будет ставить себя в центр всего.
Можно спросить: а как же люди, жертвующие своей жизнью ради своих любимых, своей Родины и т.п.? Разве они не скинули свое эго с трона? Нет. Ради кого они совершают жертву? Ради СВОЕЙ возлюбленной, СВОЕЙ Родины. Готовы ли Вы, находясь в здравом рассудке, отдать жизнь ради страны, в которой никогда не бывали, или проститься с жизнью ради чей-то, незнакомой Вам женщины? Ради “моей”, “моего” – в центре остается то же “я”, только измененное в это “мое”.
Итак, в центре всего “я”, и все призвано удовлетворять мои желания и приносить мне удовольствие и счастье. Таков материалистический взгляд на мир.
В результате принятия и подлинного следования теистической концепции, говорящей, что существует Творец и Властелин всего сущего, коренным образом меняется мировоззрение. Конечно, необходимо подчеркнуть, что это изменение происходит не сразу – это может быть очень долгий процесс.
Если мы вернемся к той же окружности, то в центре будет находиться Бог, а все остальное будет служить ЕМУ. “Я сам, моя семья, мои друзья, мое имущество, моя страна, – все принадлежит Богу”. В этом случае картина мира человека меняется коренным образом. Поместив в центр Бога, личность перестает смотреть на окружающее как на объект для своего наслаждения. “Все принадлежит Центру, в том числе, и я”. Он все начинает видеть по-другому. Жизнь, состоявшая раньше из погони за наслаждениями и страданий, перестает быть цепочкой случайностей. За всем стоит Высшая воля – однажды такое понимание приходит в самую глубину сердца человека. Такая личность, постепенно, перестает воспринимать мир как площадку для своего удовлетворения и возможности эксплуатировать других, а людей как отражение собственного “я”.
“Мир совсем не таков, как я себе его представлял! – восклицает человек.– Я был подобен слепцу”. Меняется взгляд на мир и способ его функционирования. И затем, следующий этап: если есть Бог, и Он полностью духовен, значит, должна существовать какая-то другая реальность. Мир духа. Нечто совершенно особенное, отличное от этого мира.
Итак, поместив в центр Бога и начав служить Ему, душа постепенно начинает вспоминать себя и освобождаться от влияния “ложного эго”. А затем приходит понимание, что нужно найти Бога и свой настоящий дом. Каждый выбирает тот путь, который удовлетворяет его внутреннюю потребность к любви и счастью.
Поистине, религия – это революционный путь, как ни странно на первый взгляд это звучит. Отказаться от точки зрения, что мои мысли, мои чувства, все, что принадлежит мне – не мое, и я вовсе не господин этого мира – полная замена мировоззрения. Существует Центр, Бог, и отдав себя Ему, я обрету высшее счастье и свое истинное назначение – для этого нужна решимость и помощь тех, кто уже идет по этому пути. На первых порах, человек может осознавать это разумом, но со временем, милостью Самого Бога и Его посланцев, это понимание перейдет в сердце. И однажды человек начнет чувствовать: Бог не только Хозяин всего, стоящий в центре, но и величайшие любовь и нежность.
Таковы некоторые различия в мировоззрении двух типов: теистического и атеистического.