Данной статьей попытаемся прийти к оптимальному и эффективному методу подготовки будущих лидеров. Наиболее подходящим является следующий путь, состоящий из пяти последовательных шагов.
- Шаг первый. Лидеров воспитывают лидеры которые уже получили образование за рубежом, или люди с потенциалом лидерских качеств. На первом этапе необходимо быть эталоном – «моделью». Нужно создавать ситуации, в которых «модель» выполняет поставленные задачи, а люди, наблюдая за последней, обучаются. В таком случае «модель» дает им возможность видеть воочию, как проходит успешная деятельность. Люди, видящие, что «модель» справилась с задачей полностью и правильно, пытаются перенять и повторить успешный опыт.
- Шаг второй. Лидер переходит на стадию наставничества.
В чем особенность наставничества? В том, что наставник выполняет задачу, а обучаемый на сей раз не просто стоит пассивно рядом, а занимает активную позицию помощи. В это время наставник объясняет не только «как все», но и «все почему» каждого этапа совместных действий. Эффективность любой сферы деятельности строиться на товарищески-профессиональной связи стажера и наставника. - Шаг третий. Наблюдение и контроль за работой ученика со стороны лидера. Подразумевает смену мест ученика и лидера. Теперь первый выполняет поставленную задачу, а наставник направляет и помогает. На этом этапе крайне важным является сохранение позитивного отношения к ученику со стороны наставника. Необходимо позволить стажеру делать все новые и новые попытки, способствовать тому, чтобы развить у последнего стремление постоянно улучшать свои результаты. Наставник должен работать со своим учеником до тех пор, пока тот не достигнет стабильно хороших результатов.
- Шаг четвертый. Нужно научиться мотивировать лидера.
На данном этапе лидер перестает участвовать в решении задачи и добивается самостоятельности у своего подопечного. Задача наставника в этот момент – разглядеть знания, умения и навыки, выработанные у стажера для выполнения задачи без посторонней помощи. Если у ученика на данном этапе есть желание усовершенствовать какие-то процессы – это нужно только поощрять. Подбадривая подопечного, уже на этом этапе можно одновременно самому чему-то научиться у него. - Шаг пятый. Пусть лидеров становится больше в каждой команде.
Речь идет о приумножении лидеров. Как только «вновь прибывшие» лидеры начинают эффективно работать, наступает их очередь «выращивать» будущих лидеров, ведь лучший метод чему-то научиться – это учить другого. Но самое главное это то, что при этом «лидеры-старички» освобождаются, чтобы выполнять новые перспективные задачи, в то время как процесс развития и воспитания будущих лидеров продолжается на регулярной основе.
Мы рассматривали первые две стадии становления человека как лидера: ученика и новичка. Многие из-за их сходства объединяют эти стадии. Но на самом деле, несмотря на то что эти типы еще обучаются, они имеют принципиально разный характер обучения. Ученик – это фактически стадия теоретического обучения или обретению базы, необходимой для дальнейшей деятельности.
Когда человек успешно проходит эту стадию, он становится новичком. Эта ступень человеческого развития может называться периодом практического обучения. Человек еще ничего не умеет полноценно, но он теоретически подкован, что дает ему основу дальнейшей жизнедеятельности.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
После прохождения стадии новичка, человек вступает на этап лидера. Про эту стадию можно много говорить хотя бы потому, что человек на ней уже считает себя профессионалом.
В отличие от стадии новичка, когда в большинстве случаев человек тоже мнит себя экспертом, лидер редко сталкивается с критикой в свой адрес и совершенно перестает развиваться. Это приводит к тому, что большинство людей так и остаются на этой стадии.
Ее можно назвать периодом освоения практической базы. Обычно для того, чтобы стать специалистом, достаточно всего 2–3 лет. Человек может достаточно неплохо ориентироваться в предмете своей деятельности, но вместе с этим он абсолютно не готов к различным неожиданностям, которые могут попасться на его пути. Они достаточно редки, поэтому человек остается на этой ступени.
Несмотря на то что специалисты неплохо ориентируются в практической части своей работы, они не имеют своего стиля организации деятельности. Такие люди достаточно неплохо выполняют основную часть работы и не умеют пользоваться побочными аспектами своей профессии.
Например, неумело организуют свое время, могут не прорабатывать возможных неприятностей.
Можно сравнить стадии становления лидера с временной шкалой.
Ученики и новички в ней будут находиться в прошлом, потому что они подходят к своей деятельности исходя из своего предыдущего опыта, что у них получается слабо. Если человек отказывается продолжать обучение, человек возвращается по своему развитию в прошлое.
Стадия развития лидера – это этап настоящего.
Человек, который вступил в этот период, если на какое-то время перестанет заниматься этой деятельностью, он не потеряет квалификации в полной мере. Лидер умеет делать то, что в данный момент требует ситуация.