ПИЕТА РОНДАНИНИ
1555—1564. Мрамор, 192 см.
Милан, Дворец Сфорцеско
Собрав последние силы почти девяностолетний Микеланджело взялся за переделку одной из своих старых скульптур, и только смерть выбила резец из его рук. От роскошного мраморного тела прежней скульптуры в «Пиете Ронданини» осталась только частично отполированная до блеска правая рука Христа. Неровные удары резца как будто протравили мрамор, превращая скульптуру, прославлявшую телесную красоту, в волнующую драму матери, прижимающей к себе мертвого сына, драму двух бедных, покинутых людей. Это скульптурное завещание мастера не могли понять его непосредственные наследники — мастера барокко, они взяли из искусства Микеланджело за образец не эту скульптуру, а внешние особенности его титанических статуй.