Жан Огюст Доминик Энгр – Паоло и Франческа

 

Паоло и Франческа

Жан Огюст Доминик Энгр
Паоло и Франческа
1819
Холст, масло. 48 × 39 см
Анже, Музей изобразительных искусств

К числу наиболее проблематичных моментов в искусстве Энгра принадлежат его романтические по тематике произведения и содержащиеся в них пресимволистские элементы. Тема трагической любви Франчески да Римини и Паоло Малатеста навеяна «Божественной комедией» Данте («Ад»; песнь V). К этой теме Энгр возвращался неоднократно. Романтический порыв, заключенный в самом раннем варианте (1814), в большей или меньшей мере сохранился и в последующих картинах. Непосредственным источником для Энгра послужили исполненная почти с пуританской простотой гравюра англичанина Флаксмана (1767) и картина Купена де ла Купри. Изображение влюбленной пары, забывшейся в страстном поцелуе, встречается у многих мастеров романтизма и символизма, от Эжена Делакруа до Ансельма Фейербаха, от Данте Габриела Россетти до Ари Шеффера, от Гаэтано Превиати до Лайоша Гулачи.
Энгр изобразил Франческу и Паоло пребывающими в состоянии самозабвенной страсти: Франческа уронила книгу, рука ее бессильно повисла, у Паоло шея вытянулась в каком-то странном, неестественном изгибе. Появляющаяся из-за портьеры фигура мужа, предметы обстановки и костюмы описаны художником живо, в подробностях. Повышенная роль линейных, ритмических элементов в изображении, психологически тонкий показ своеобразного сочетания невинности и чувственности в фигурах, сам выбор средневековой темы – все эти черты картины Энгра, роднящие ее с обращенным в прошлое искусством английских прерафаэлитов, позволяют отнести ее к той ветви романтической живописи, которая смыкается с символизмом.