ЯНОШ МATTИС-ТОЙЧ – ПЕЙЗАЖ

ПЕЙЗАЖ

ЯНОШ МATTИС-ТОЙЧ
(1884, Брашов—1960, там же)
ПЕЙЗАЖ. 1915—1916

Картон, масло, 50 х 60 см.
На обороте подпись: Mattis Teutsch, 1915—16.
Приобретена у Андраша Винце.

Художник, по происхождению венгр, был значительной фигурой румынского, венгерского и немецкого авангардистского искусства. Репродуцируемый здесь пейзаж представляет собою единую систему волнистых, возвращающихся к самим себе линий. Движение зеленых, желтых и ярко-красных линий начинается внизу на переднем плане, где они идут примерно в горизонтальном направлении. Постепенно линии становятся все ярче и динамичнее. За тонкой, скорее только как знак намеченной группой деревьев они уже отходят от горизонтали и образуют размашистые автономные формы. За ними простирается бледно-лиловый и синеватый небосклон, холодные усталые тона которого усиливают теплоту, динамичность переднего плана.

Весьма вероятно, что эта картина фигурировала на выставке Маттиса-Тойча, устроенной Лайошем Кашшаком в Будапеште в 1917 году в помещении редакции журнала «Ма».

В композиции чувствуются характерные для времени ее создания страстность, напряженность, позволяющие художнику использовать природные формы для экспрессивного выражения важного для него содержания. Но, несмотря на эти общие для того времени черты, Маттис-Тойч обладал индивидуальным стилем и не примыкал к современным ему румынским и немецким течениям, хотя и был хорошо знаком с ними. Живопись его выделяется и среди работ венгерских художников, группировавшихся вокруг журнала «Ма», что объясняется исключительно динамичной, напряженной силой его красок.