Я разовью мою аргументацию

Смотреть на видео церковь в средние века

 

То, что я назвал расширением разума в нашей революции XX столетия, имеет особые последствия для историка, ибо это расширение значения интеллекта, по существу, означает появление в история групп, классов, народов и континентов, которые, до тех пор, были вне ее. В моей первой лекции я высказывал предположение, что тенденция историков-медиевистов рассматривать средневековое общество через очки религии объясняется своеобразным характером их источников. Я разовью дальше мою аргументацию. На мой взгляд, правильно, хотя и несколько преувеличено, утверждение о том, что христианская церковь была единственным рациональным институтом в средние века.

Как единственный рациональный институт, она одновременно была единственным историческим институтом, а следовательно, единственным субъектом рационального хода развития, который может быть понят историком. Церковь формировала и организовывала светское общество, которое не имело собственной рациональней жизни. Масса народа, включая людей доисторического периода, принадлежала скорее природе, чем история. Современная история начинается с того, что все больше и больше людей обретают социальное и политическое самосознание, соответственные группы начинают осознавать себя как исторические сообщества, имеющие прошлое и будущее, и полностью вступают в историю.

Пожалуй, только в последние двести лет даже в немногих передовых странах социальное, политическое и историческое самосознание начало распространяться на большинство населения. Лишь ныне стало возможным впервые вообще представлять мир как состоящий из народов, в полном смысле этого слова вступивших в историю, которыми занимаются уже не колониальные администраторы или антропологи, а историки.