ХУАН КАРРЕНЬО ДЕ МИРАНДА – Апостол Иаков старший побеждает мавров

Апостол Иаков старший побеждает мавров

ХУАН КАРРЕНЬО ДЕ МИРАНДА

Апостол Иаков старший побеждает мавров

Холст, масло, 231 х 168 см.
На нагрудном ремне коня подпись и дата:
IV CARRENO F. AN О 1660.

Из Галереи испанской живописи короля Луи-Филиппа, в каталоге которой от 1838 года фигурировала под № 37. На лондонском аукционе 1853 года (Кристи и Мэнсон, 6-21 мая) под № 114 предлагалась за 27 фунтов. Позднее появилась на аукционе нью-йоркского антиквара Блексли, состоявшемся 9-11 мая 1916 г. (№ 91). Видимо, здесь приобрел ее полковник американской армии, венгр по происхождению Е. Борош, который в 1922 году подарил картину будапештскому Музею изобразительных искусств.

Выставки: Париж, Галерея испанской живописи, 1838, № 37; Лондон, Кристи, 1853, № 114; Нью-Йорк, Музей Метрополитен, 1916, № 91; «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1965, № 9.

На этом превосходном крупноформатном полотне, написанном под влиянием хранящегося в Музее Прадо «Св. Георгия» Рубенса, изображен св. Иаков старший, один из популярнейших персонажей испанских легенд. Согласно преданию, св. Иаков восстал из могилы, чтобы помочь испанскому войску разбить мавров в битве при Клавихо (844 г.). Картина вызывает мысль, что художник с большим увлечением писал белого коня, прихотливые складки плаща, развевающегося за спиной апостола, и полотнища знамени в его руке, чем самого святого.

Апостол предстает перед зрителем словно загробное видение, кажется, что он принес с собой на поле битвы смрадный воздух крипт. Лицо его наполовину скрыто тенью, взгляд обращен к земле, тогда как великолепный белый конь – достойный товарищ изображениям коня на картинах Веласкеса и мастерской Рубенса – смотрит на нас с алтарной картины почти человеческим понимающим взглядом.