ХУАН АНТОНИО ДЕ ФРИАС И ЭСКАЛАНТЕ – Непорочное зачатие

Непорочное зачатие

ХУАН АНТОНИО ДЕ ФРИАС И ЭСКАЛАНТЕ
(1633, Кордова – 1670, Мадрид)
Непорочное зачатие

Холст, масло, 206,5 х 173 см.
Слева внизу подпись и дата: JOANNES: ANTO(N1) VS: ESCALANTE.FA(CIEBA)T.ANNO. DE. 1663.

Из собрания Эстерхази, для которого была приобретена в 1821 году из наследства Э. Бурке в Париже. Возможно, тождественна с картиной, находящейся в мадридской церкви Сан Фелипе Нери, описанной Сеаном Бермудесом и упоминаемой Понсом в уже цитировавшийся работе.

Наиболее привлекательной частью этой выдержанной в светлых тонах, немного вялой, местами пустой композиции является группа резвящихся в левом нижнем углу ангелов, несущих атрибуты Марии. Правда, исполнение и этих фигур не превышает уровня заурядной работы для декорации помещения, но изображение их бурного, раскованного движения привносит жизнь в мотивы, наскучившие из-за бесконечных повторений. Известно, что Эскаланте сделал копии со многих картин итальянских мастеров, находившихся в королевских коллекциях; тем не менее, его произведения обнаруживают влияние скорее фламандцев, а из его соотечественников – Мурильо. На будапештской картине Эскаланте фигура парящей в облаках Марии облачена в жесткий, едва вторящий линиям ее тела плащ ярко-голубого цвета. Малозначительность, обедненность образа Марии становится особенно наглядной при сравнении этого полотна с шедевром Сурбарана.