Все позиции современных мыслителей

Смотреть на видео современная философия транс гуманизма

 

Уже во вводных фразах моей первой лекции я привлек внимание к резкому различию в мировоззрении середины XX века от мировоззрения последних лет XIX столетия. В заключение я хочу еще более оттенить этот контраст, и если в этом контексте я использую слова «либеральная» или «консервативная», то нетрудно понять, что я употребляю их не в качестве ярлыков для обозначения английских политических партий.

Когда Эктон говорил о прогрессе, он не представлял его в терминах популярной английской концепции «постепенности». «Революция или, как мы скажем, либерализм»  вот поразительная фраза из письма 1887 г. «Методом современного прогресса, – заявил он, спустя десять лет в лекции о современной история,  была революция», а в другой лекции он говорил «о приходе общих идей, которые мы именуем революцией». Это объясняется в одной из его неопубликованных рукописных заметок: «Виги правили на основе компромисса, либералы дают возможность царствованию идей». Эктон верил, что «царствование идей» означает либерализм, а либерализм означает революцию. Во время жизни Эктона либерализм еще не исчерпал свою силу, направленную на динамичные социальные изменения.

В наше время то, что осталось от либерализма, превратилось везде в консервативный фактор история. Ныне бессмысленно проповедовать возврат к Эктону. Но дело историка, во-первых, выяснить позицию Эктона, во-вторых, противопоставить все позиции современных мыслителей и, в-третьих, выяснить, какие элементы в его позиции сохранили значение в наши дни. Несомненно, поколение Эктона страдало от избытка невероятной самоуверенности и оптимизма и недостаточно осознавало шаткость структуры, на которой покоилась эта вера. Однако это поколение обладало двумя вещами, в которых мы теперь остро нуждаемся,  считало изменение прогрессивным фактором в история и верило в разум как руководство для понимания ее сложностей