СВЯТОЙ ЧЕРТ

Не отставала от светских властей и православная церковь, всегда использовавшая в своих интересах таинственные явления, которые еще не успела объяснить наука. Она объявляла эти явления потусторонними, сверхъестественными, перед которыми в бессилии останавливается человеческий разум, в которые можно только верить. То здесь, то там распространяется молва о явленных иконах, чудотворных мощах. В церквах появляются пророки и пророчицы, которым «сам бог» дает силу видеть будущее, подать спасительный совет, научить, как поступать в самом запутанном и трудном случае. Особенно активизировались «целители». Гремят имена иеромонаха Илиодора и первого из первых в искусстве «чудесных исцелений» и бесоизгнания протоиерея Иоанна Кронштадтского. Это он истошными воплями умел разжечь эпидемию истерического исступления среди своих поклонников и поклонниц, до отказа переполнявших Андреевский собор Кронштадта. Именно оттуда, с припадочных сборищ, в которые превращались его коллективные исповеди (по определению одного психиатра – «сумасшедший дом на свободе»), началась его слава великого утешителя и врачевателя силой слова божьего. Кликуши и фанатики, изуверы и ханжи объединились в когорту «иоаннитов», чтобы и после смерти своего учителя разносить о нем молву.

Но все-таки пальма первенства в достижении вершин позорной славы и власти досталась не дипломированному    протоиерею,   знатоку   богословских   тонкостей   и красноречивому проповеднику, канонизированному святому православной церкви, а безграмотному мужику, деревенскому бродяжке и конокраду Григорию Распутину. Именно ему отдали свое предпочтение верхушка самодержавной иерархии и привилегированные классы, жаждавшие найти успокоение от тягостных предчувствий и раздумий в общении с потусторонним, сверхъестественным, в мистике, именно его они превратили в идола, перед которым благоговейно преклонили колени. Стремления абсолютизировать этого идола имели сногсшибательный успех. Сообщник временщика, впоследствии ставший его лютым врагом, иеромонах Илиодор записал об этом в книге «Святой черт»: «В России нет синода, в России нет царя, в России нет правительства и думы, в России есть великий Распутин, являющийся неофициальным патриархом церкви и царем великой империи».

Из своих странствий и общений с ярыми приверженцами православной религии и сектантства Распутин усвоил прежде всего то, что помогало ему в стремлении жить припеваючи за счет других людей,- догмат о вселении Христа в особенно правоверных хлыстов. Это удовлетворяло пылкую фантазию доминировать «яко бог» над своими единомышленниками, и в первую очередь над женщинами, являться перед ними в роли карающей силы, заставлять их в молитвенном поклонении пресмыкаться у его святых ног. Усвоил и стал использовать в своих интересах без зазрения совести.

От села к селу, от города к городу дошел он до столицы великой Российской империи, до самого Петербурга. И всегда в окружении своих единомышленниц, богомолок и кликуш – «голубиц божьих».

О нем уже говорили. «Слышали? В Сибири праведник объявился, говорят, на три месяца дождь заговорил, как Илья Пророк! Гришей его зовут. Видно, большой святости человек!» Эти слова произнес однажды в разговоре со своими слушателями инспектор Петербургской духовной академии, впоследствии ставший благодаря распутинской протекции ее ректором, Феофан.