Религиозная психология буддизма и христианства в сравнении

Религиозная психология – вопрос значительный и многогранный. У разных культур сложилось собственное понимание этого вопроса. Сравнивая две мировые религии Буддизм и Христианство, можно увидеть, какие психологические вопросы склонны они решать. В Христианстве, рассматривая понятие Бога, как первопричину всего сущего, психология имеет ограниченный по сравнению с буддизмом характер. Это связано с понятием греха и отступления от заложенного порядка вещей. Бог, как таковой, не имеет границ, но когда его существование исследуется, появляются некие ограничения, которые сложно преодолеваются человеком и их преодоление понимается как подвижническая жизнь.

Две религии христианство и буддизм

В буддизме же психология имеет превалирующий характер, так как все проявления Божественной природы невозможно понять неподготовленным умом. Его работа является предметом изучения буддистов, которое необходимо совершенствовать. Такой подход зачастую более эффективен, если при этом не отрицать Божественную сущность и с её помощью можно избавиться от психологических проблем, связанных с фанатичностью в религиозной жизни. Вообще, буддизм – умеренная религия и фанатичность её несвойственна. Также в буддизме практикуется саморазвитие, а помощь Божественная не воспринимается в отрыве от собственной практики буддийских методов.

Психология христианства хороша истинностью методов, но понять их зачастую бывает затруднительно в связи с отсутствием адекватного объяснения Божественного устройства природы человека и всего, что его окружает. Буддизм же в основном и занимается объяснением происходящего и поэтому понять его можно самостоятельно и безопасно. В буддизме отсутствует такое понятие, как сектантство в плохом смысле этого слова. Все учителя буддизма представляют собой реализовавшие себя с психологической и духовной точки зрения люди, иначе они ими бы не были. В буддизме не встретишь человека, осмелившегося говорить от имени сверхъестественного существа, не прошедшего тернистый и долгий путь практических упражнений и реализаций, что очень хорошо.

Православная же психология — жесткая с точки зрения объяснений, поскольку требует не практики, а веры. Без знания того, в кого или во что ты веришь, невозможно говорить о своей вере, это ловушка, которая повредила психики множества людей. Для того чтобы быть православным необходимо много учиться, для того чтобы догадки о природе Бога были более осмысленные, с таким человеком о вопросах веры можно говорить без риска получить психологические отклонения и травмы.

Буддизм же учит сначала разбираться, чтобы принимать что-то на веру и склонен к практике и методу достижения освобождения, в отличие от христианства, в котором цель, которая может подвигнуть на долгие духовные изыскания, отсутствует. Христос все изложил в своем учении, все же остальное считается ересью – такое тоже присутствует и препятствует личному духовному поиску.

Если же попробовать совместить методы двух религий, то получится отличный симбиоз, с одновременным постижением практической части и продвигающим к постижению смысла действием благодати. При зацикливании на идее воплощенного Бога нужно применять буддийские методы, при бесплодности практики – христианскую веру. Это напоминает психологию дзен. Видимо, на стыке именно этих двух культур это течение в буддизме и возникло. Нельзя изучить Божественные законы, зато их можно постичь, для этого нужна практика. Таким образом, раскрыты основные психологические основы и проблемы этих религий: буддизма и христианства.