<

Привлекательность современного художественного рынка для начинающих инвесторов

Просмотров: 343

Только за прошлый год на арт-рынке нашей страны были зафиксировано сделок порядка на 3.4 миллиарда долларов. Почти половина из них по оценкам специалистов, уже через 2-3 года должны принести прибыль более чем в 30 процентов. Прибыльность остальных же или будет равная нулю, или составит отрицательный показатель. При этом почти 80% самых дорогих сделок было совершенно при посредничестве частных дилеров. Остальные произведения искусства были приобретены через антикварные и живописные салоны, напрямую у авторов или по средствам аукционов. А вот угадать, какие из этих сделок окажутся выгодными, а какие принесут убытки, не сможет никто, потому что нет ничего более переменчивого и непредсказуемого, чем рынок художественных произведений.

Верить в стабильность подобных инвестиций, все равно, что верить в то, что сегодня вы купите дверь в неком частном доме, а лет через десять заработаете на ней миллионы. И все потому, что ее автор станет всемирно признанным резчиком по красному дереву, и то, что дверь, которую вы купили сейчас, начнет считаться его «бесценной ранней работой». Потому, если вы ищите подлинную стабильность, инвестируйте в золото, которое если и не показывает постоянный динамический рост, то уж, по меньшей мере, демонстрирует ни с чем несравнимую ценовую стабильность.

Арт-рынок оставьте тем, кто действительно разбирается в нем, или же тем, кто любит рисковать.

А оправданность рисков, существующих в этом виде бизнесе, несравнима ни с одним другим. Ведь очень часто (и наша страна – не исключение) картина или скульптура, купленная сегодня за Х тысяч рублей, уже через несколько месяцев, а то и быстрее, может стоить несколько миллионов.

Главный определяющий фактор в установлении цены, как ни странно – сумма инвестиции в рекламу, какие мы наблюдаем при подготовке к продаже кофе или автомобиля. И реклама эта бывает очень массированной, просто в отличие от рекламы кофе мы практически не замечаем ее, так как «работает» она в узкоспециализированных изданиях, до которых нам, не занимающимся пока инвестициям в произведения искусства, нет никакого дела, и которая именно по этим причинам, проходит мимо нас. Только в случае с арт-рынком рекламируется не конкретный товар – скульптура или картина – а их автор, так как именно привлекательность и значимость его личности и является ключевой.

Так ценители живопись давно вынесли весьма любопытный вердикт:

на импрессионистов никто и никогда бы не обратил внимания, если бы один из них не был карликом, другой не отрезал себе ухо, третий не был бы слепым. И все они вместе не страдали сводящим с ума пристрастием к абсенту, и не вели образ жизни, недопустимый для Европы тех годов.

Но все не так сложно, и начать инвестировать в живопись довольно просто.

Стоит вам заявить о своем намерении собирать коллекцию картин некоего направления (по региону авторов, по их возрасту, по их востребованность, живописному стилю и т.д.) и эта весть, при условии наличия у вас значительной покупательской возможности, многоценно распространиться среди частных галеристов и владельцев живописных салонов. И это не удивительно, ведь многие из них находятся в постоянном поиске богатых клиентов, и стоит вам заявить о себе именно с данной точки зрения, как они тут же начнут осаждать вас.

И для этого не обязательно рассылать им именные письма: «Я такой-то хочу покупать то-то и то-то потому…». Достаточно сделать несколько значимых покупок, и они сами найдут вас. И все благодаря маленьким людям – наемным сотрудникам галерей, продающим адреса богатых клиентов. А цена такой сделки колеблется от 3 до 20 тысяч долларов. Но это и понятно, ведь любой дилер надеется заработать благодаря ей десятки и сотни тысяч долларов.

Высокие заработки дилера определяет в первую очередь то, что он не только будет продавать вам имеющиеся в его распоряжении произведения искусства по максимальной на сегодняшний день цене. Он к тому же обязательно прибавит к ней разницу в цене, которая появится за следующие 1-2 года при условии, что продаваемый автор будет по-прежнему популярен. А следует помнить, что на арт-рынке продают не отдельные картины, скульптуры или гобелены, а именно популярность их авторов. Ведь даже при разговоре о «Сикстинской Капелле», «Джоконде» или «Подсолнухах» в первую очередь говорят об их авторе, а уже потом о том, что он написал.

Но сразу расстроим вас: Моне, Рубенс или Ван Гог являются далеко не самыми дорогими художниками, нередко не попадая даже в третью десятку их. Куда дороже кажущиеся бессмысленными цветовыми пятнами картины художников середины прошлого века, некоторые из которых стоят 140, а то и больше миллионов полновесных американских долларов, а подобным могут похвастаться Джексон Поллок, Густав Климт, Пикассо…

Что касается спроса на полотна в пределах современной России, то изучив его, мы теперь в состоянии озвучить следующий рейтинг:

  • На 1-м месте – работы живописцев 18-19-го веков, при условии наличия у их автора громкого имения и высокого качества самого полотна.
  • На 2-м месте – произведении художников из Европы и США.
  • На 3-ем месте – работы рубежа 19-20-го веков, выполненные в различных техниках, ценность которых порой определяет их удаленность от классического реализма.
  • На 4-м месте – европейский антиквариат.
  • На 5-м месте – иконы и другие предметы российской старины.
  • На 6-м – работы представителей соцреализма.
  • На 7-м – работы современных художников.

Так чем же привлекателен арт-рынок для инвесторов?

В первую очередь тем, что вы имеете дело с товаром, не требующим особых затрат на его перевозку и охрану: скульптура может быть спрятана в ящик, старинные драгоценности – в переносной сейф, картину можно свернуть в рулон. Во-вторых, вы получаете возможность разового вложения всего в 1-н предмет купли-продажи огромных объемов денег. А с суммой в 100.000.000 не сравниться цена ни на один дом, яхту или автомобиль.

Но самое главное даже не это, а то, что при инвестициях в произведения художественного искусства вы получаете право влиять на рост цены того, что вам удалость купить. Если с инвестициями с нефтью решающим является международное положение, в случае с недвижимостью – покупательская способность жителей данного региона, а в случае с акциями – общая экономическая ситуация или интенсивность развития фирмы, акциями которой вы владеете, то в случае с произведением искусства самое главное – интерес к имени его автора. А на него, в отличие от всего перечисленного, вы можете влиять путем вложения денег в элементарный PR (пиар). То, как это сделать, поговорим отдельно, сказав пока только то, что без понимания насущной необходимости пиара при занятиях торговлей искусства и старины вам будет не обойтись.

Пока скажем о том, что существует несколько путей инвестиции в произведения искусства:

  • — покупка уже известных «имен», с целью их быстрой перепродажи;
  • — покупка неизвестных «имен», с целью самостоятельно раскрутить их;
  • — покупка работ малоизвестных умерших авторов;
  • — покупка работ художников, ставших популярными на волне искусственного ажиотажа;
  • — покупка антиквариата – произведений, созданных до 40-ых годов прошлого века.

О прибыльности каждого из вида инвестиций, как и о рисках, которые он несет за собой, мы поговорим в отдельной статье, так как один пост просто не в состоянии вместить в себе все, что мы знаем о современном арт-рынке. И потому — продолжение следует. Не уходите, нам есть о чем рассказать.



Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *