Предыстория отдела современного зарубежного искусства

Отдел современного зарубежного искусства Музея изобразительных искусств был создан в 1952 году. До этого работы иностранных художников хранились в Галерее современного искусства Музея вместе с картинами венгерских художников XIX— XX веков. Но поскольку требовалось отделить материал, который предстояло передать в несколько позже основанную Венгерскую Национальную галерею, в 1952 году Галерея современного искусства была разделена на венгерский и зарубежный отделы.
В 1957 году, после основания Венгерской Национальной галереи, на венгерский и зарубежный был разделен и Отдел современной скульптуры. Работы современных зарубежных скульпторов были переданы Отделу современного зарубежного искусства, которым : 1952 по конец 1968 года руководил выдающийся венгерский искусствовед Иштван Жантон.

По сравнению с Галереей старой живописи или Отделом графики Отдел современного зарубежного искусства по материалу совсем невелик. Его небольшие размеры объясняются тем, что, когда картины и скульптуры венгерских и иностранных мастеров XIX—XX веков собирали и хранили вместе, предпочтение отдавалось отечественным материалам, их приобретали в первую очередь. Разумеется, закупали и произведения иностранных мастеров, но лишь от случая к случаю и далеко не в тех размерах, в каких было бы желательно. А ведь в первые годы после создания Музея изобразительных искусств еще дешево можно было приобрести такие шедевры, цены на которые сегодня возросли до совершенно недоступных величин.

Покупки большей частью производились на устраивавшихся в Будапеште выставках иностранных мастеров, но были и работы, приобретенные непосредственно за границей, у торговцев произведениями искусства.

Год спустя после открытия Музея изобразительных искусств, в 1907 году, Национальный салон организовал Весеннюю выставку, на которой экспонировались тридцать шесть работ Гогена, пять — Сезанна, две —- ван Гога, по одной картине Мане, Эмиля Бернара, Мориса Дени, Максимилиана Люса, Жана Пюи и Луи Вальта, кроме того, довольно много рисунков и литографий Сёра, Синьяка, ван Риссельберга, Матисса и Марке. Уже из одного только перечня имен видно, что выставка содержала важные, ценные работы, однако Музей ничего из выставленного материала не приобрел. Известный венгерский коллекционер Адольф Конер купил тогда на выставке картину Мориса Дени «Материнское счастье», которая позже, в 1934 году, была подарена Музею его женой.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


В январе—феврале 1913 года в будапештском Национальном салоне состоялась выставка футуристов и экспрессионистов, на которой были представлены работы Боччони, Карра, Руссоло, Северини, а также Явленского, Кандинского, Кокошки, ряда кубистов и других художников. Но и на этой выставке Музей не купил ни одной работы, не заинтересовала она и коллекционеров.

В том же 1913 году было продано собрание современного искусства, принадлежавшее венгерскому коллекционеру Марцеллу Нэмэшу. К сожалению, аукцион состоялся не в Будапеште, а в Париже (в галерее Манзи-Жуаяна), так что и эта возможность пополнить материал Музея осталась неиспользованной.

Однако картины, проданные на аукционе в Париже, составляли только часть собрания Нэмэша. У коллекционера еще оставались «Натюрморт с профилем Шарля Лаваля» Гогена (его позже приобрел барон Херцог), две картины Монтичелли, одна — Моризо, четыре — Пикассо (два натюрморта, «Клоун» и ранняя кубистская картина «Гитарист»), картина Руо «Осужденный на смерть» и две работы ван Донгена.

Щедрым и тонко понимающим искусство коллекционером был Ференц Хатвани. Многие из своих приобретений он подарил Музею, среди них и один из лучших экспонатов музейного собрания графики —- превосходную акварель Пикассо «Мать с ребенком», созданную художником в «голубой период». Музей получил ее в 1918 году. Большой коллекцией произведений современного искусства владел и Адольф Конер. Уже в 1918 году в нее входили «Материнское счастье» Дени, картины Боннара «Завтрак» и «Мать с ребенком», полотно Майоля «Женщина на лоне природы» и «Цветы» Матисса. В 1930 году Конер приобрел натюрморт Брака «Зеленые яблоки со стаканом», одну работу Дерена, картину «Букет цветов с бабочкой» Одилона Редона, «Интерьер комнаты» Вюйяра и прекрасный «Портрет художника Барановски» Модильяни. Но, когда в 1933 году богатая коллекция Конера поступила в Музей Эрнста для распродажи, Музей изобразительных искусств на собственные средства смог приобрести только одну картину Боннара, другая его картина, а также полотно Бастьена-Лепажа попали в Музей благодаря пожертвованиям Общества друзей художественных музеев и других объединений и лиц. Тогда же, как упоминалось, супруга Адольфа Конера подарила Музею картину Дени «Материнское счастье».

То, что Музей на собственные средства оказался в состоянии приобрести только одну-единственную картину, ясно показывает, каким плачевным было его материальное положение.

Два года спустя после аукциона коллекции Конера, в 1935 году, в Будапеште, в салоне Френкеля (на улице Марии Валерии, 8), состоялась выставка французских художников. На этом большом показе, длившемся почти два месяца (со 2 июня по 20 июля), фигурировали две работы Бомбуа, одна — Боннара, две — Брака, одна — Шагала, две — Делоне, три — Дерена, три — Дюфрена, две — Дюфи, одна — Фужиты, две — Фриеза, три — Кислинга, две — Jle Фоконье, две — Леже, две — Люса, две — Марке, четыре — Метценже, одна — Модильяни, две — Паскена, две — Пикассо, две — Руо, две — Русселя, одна — Синьяка, одна — Сутина, одна — Утрилло, две — Вивена и две — Вламинка. Следовательно, за исключением Матисса, на выставке была представлена вся Парижская школа, включая и художников-примитивистов.

Но и на этой выставке Музей, что весьма печально, не смог приобрести ни одной картины. Причем ничего не было куплено не только Министерством культуры, но и, насколько известно, частными коллекционерами. Цены в каталоге не указывались, но, как следует из сообщения венгерского художника-фовиста Белы Цобела, долгие годы жившего в Париже, Брак, например, назначил за свои работы совсем низкую цену и очень надеялся, что в Будапеште они найдут покупателя.

Выставка была превосходной возможностью приобрести для собрания современного искусства Музея значительные произведения представителей французского искусства периода между двумя мировыми войнами, разумеется, не весь выставленный материал, но хотя бы несколько работ, однако возможность была упущена, и эту потерю уже никогда не удастся возместить.

Но когда в 1936 году в выставочном зале «Мючарнок» состоялась выставка «Современное итальянское искусство», Министерство культуры наконец сделало для Музея несколько закупок. Благодаря им в Музей поступили «Автопортрет» Карло Карра, натюрморт Казорати «Помидоры» и «Натюрморт с музыкальным инструментом» Северини. Кроме того, итальянское государство подарило Музею еще одну работу Северини — «Портрет моей жены».

В приобретении именно этих художественных произведений известную роль играли и политические мотивы.

Дело в том, что большинство экспонировавшихся в «Мючарноке» художников принадлежало к неоклассицистическому направлению, которое представляло в итальянском изобразительном искусстве официальную, правую, политику и потому поддерживалось государством. Этим же художественным тенденциям покровительствовали и официальные органы Венгрии.

Такого большого, широкого по охвату показа французских мастеров, как выставка 1935 года в салоне Френкеля, в Будапеште больше никогда не было. Экспозиция под названием «Les Artistes Musicalistes», устроенная в ноябре 1936 года в Национальном салоне, знакомила лишь с небольшой группой французских художников. На ней для Музея опять-таки ничего не было приобретено, но зато несколько картин купил коллекционер Рудольф Бедё. От него позже, в 50-х годах, поступила в Музей акварель «Лайнер» ведущего мастера этой группы Анри Валенси.

В 1938 году живший в Париже венгерский скульптор Этьен Беоти организовал в Будапеште, в галерее Тамаша, выставку живущих во Франции венгерских художников-абстракционистов. Из представленного на ней материала в собственность Музея перешло лишь несколько работ самого Беоти, да и это произошло несколько позже.

Но одной современной французской картиной в тридцатых годах Музей все же обогатился: в 1939 году Микша Ленард подарил ему полотно Утрилло.

Уже во время второй мировой войны, в 1943 году, в Музее Эрнста (тогда он функционировал как Художественный институт Евы Алмаши-Телеки) открылась выставка «Современные французские художники», но на ней экспонировались работы лишь менее значительных, второразрядных живописцев.

Все до сих пор сказанное с правом можно назвать историей упущенных возможностей.

Непосредственно после второй мировой войны положение существенно изменилось.

Инфляция и политическая ситуация сделали невозможным закупки за границей. Инфляция чрезвычайно затруднила приобретение произведений искусства и внутри страны. Кроме того, уже в период между двумя мировыми войнами материал частных собраний стал утекать за границу. Правда, Иштван Жантон, бывший тогда генеральным директором Музея, сумел приобрести довольно много картин. Но все же от того богатого художественного материала, который когда-то имелся в Венгрии, до 1952 года в Музей изобразительных искусств поступила лишь малая толика.