Поль Сезанн – Буфет

 

Буфет

Поль Сезанн
Буфет
1873-1877
Холст, масло. 65*81 см
Будапешт, Музей изобразительных искусств

Легкость живописи и светоносные краски натюрморта, созданного Сезанном после 1870 года, позволяют видеть в нем одно из произведений импрессионистического периода его творчества. На холсте изображен уголок буфета со случайным набором предметов на его полках, которые, однако, трактованы художником как связанная воедино нерушимая структура. Натюрморт с яблоками написан Сезанном в одно время с такими полотнами, которые еще отмечены печатью барочной экспрессии, повышенной эмоциональности {«Оргия», 1864—68; «Вор и осел», 1869-70). Лионелло Вентури полагает, что отказ от литературной темы и переход на изображение простых натюрмортов с часто повторяющимися мотивами позволили художнику сконцентрировать все свое внимание на формальных проблемах живописи. Со своей стороны, М. Шапиро обращает внимание на неслучайный характер выбора художником тех или иных мотивов и – на основе той роли, которую они играют в тематической картине, – на их символику. Часто возвращающиеся элементы натюрмортов, например, яблоки, почти каждый раз получают новое значение. Сезанн хорошо знал классиков; живя в Эксе, он много времени проводил за чтением. Ему была известна разнообразная символика яблока, и он охотно пользовался ею в своих произведениях (яблоко как символ любви и греха, как атрибут Венеры, ритуальная принадлежность свадебной церемонии, как символ зрелости человека и т. д.). Об этом свидетельствуют такие работы мастера, как «Влюбленный пастух» (1883-85), известный прежде как композиция «Суд Париса», или находящийся в Институте Курто в Лондоне «Натюрморт с гипсовой статуей» (1895), на котором в окружении яблок и луковиц изображена скульптура «Амур» работы Пюже.

Натюрморт часто фигурирует и в картинах Сезанна на мифологические и эротические темы, как элемент, способствующий раскрытию символического содержания сюжета. Фигурирующие в его романтических натюрмортах черепа, свечи в подсвечниках, книги, мотив розы, черные часы в паре с раковиной постепенно сменяются обыденными предметами, натюрмортами с изображением фруктов и другой снеди. К числу таких натюрмортов относится и будапештская картина. В них литературно-символическое содержание оттесняется на задний план поисками новых структурно-пластических закономерностей живописного изображения.