<

Поговорим об Авесте

Просмотров: 119

Зороастризм является одной из самых старейших из существующих религий, истоками которой является откровение пророка Заратуштры. Как и у многих других религий, зороастризм имеет свое священное писание, свой сборник священных книг, который называется Авеста. Расцвет религии приходится на восьмой век нашей эры, распространялась она преимущественно на Ближнем и Среднем Востоке. Главное божество Агура-Мазда, соответственно еще одно ее название – маздаизм. Также можно встретить такие названия, как религия Авесты, огнепоклонство и магизм. Одно из позднее возникших ответвлений называется митраизм – в честь бога Митры.
Последователей данной религии можно найти в Бомбее и окрестностях, в Иране, где их презрительно именуют неверными.

Авеста оставила свой значительный след в искусстве и культуре народов Азии и Средиземноморья.

Эта религия интересна своей неоднородностью и многогранностью. Ее история начинается в самых древних слоях развития человечества, когда существовал первобытный зороастризм. Он представлял собой примитивную идеологию общества, еще не разделенного на классы; восхвалял поклонение силам природы и многим богам. Культ Агура-Мазда зародился в царстве Урарта, а уже оттуда распространился среди населения Индии и Армении.
Приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры появились первые представления о Митре, в образовании которых участвовали различные древние индийские верования.
А почитание пророка Заратуштры пошло из Средней Азии, которую советский историк Василий Васильевич Струве назвал «колыбель зороастризма».
Существует версия о том, что та религия, которая существует и сейчас, была образована слиянием двух верований: собственно, религии Авесты, пришедшей из Восточного Ирана, и религии магов из Западного Ирана.

Авеста была составлена пророком Заратуштрой приблизительно в шестом веке до нашей эры.

Ее основная идея – это борьба светлого и темного начал, который представлены, соответственно, Агура-Маздой и Ангра-Майнью, под предводительством одного находятся светлые духи – агуры, под начальством другого темные – дэвы. При этом оба божества являются полноправными творцами мира. Только один создавал все хорошее и разумное, учил правде и добру, а другой – только вредное, дурное, стоял у истоков зла, подлости и лжи.
Суть учения состоит еще и в том, что светлый бог не отвечает за все зло этого мира, так как не он его создатель, а значит, зло не может быть устранено сейчас, это, согласно учению, возможно только в светлом будущем, когда произойдет моральное и культовое очищение с помощью священного огня. И хотя религия Авесты зародилась, олицетворяя силы природы, позже ее внимание начало акцентироваться на социальных и моральных проблемах, что было обусловлено появлением классового общества, развитием рабовладения.

Авеста имеет несколько слоев.

Самый древний – это яшты, так назвали народный эпос; следующий слой представлен гатами или одами Заратуштры. Все остальные слои являются творениями более поздних жрецов.
Предание гласит, что раньше, очень давно, Авеста включала в себя множество книг, охватывавших всевозможные темы по мифологии, прав человека, учения об этики, труды по истории. К сожалению, все было уничтожено во время завоеваний Александра Македонского, а позже последовало вторичное уничтожение – теперь уже мусульманами. В настоящее время самый древний сохранившийся список датируется 13 веком нашей эры.
В том виде, в котором она смогла дойти до наших дней, Авеста состоит из пяти книг. Одна написана на среднеперсидском, а остальные четыре — на авестийском.

  • Первая — Вендидад, наиболее позднейшее сочинение, повествующее о сотворении мира, об истории человечества, о моральных, религиозных и гражданских посланиях, написанных в форме законов.
  • Вторая — Ясна, описывающая богослужебные культы зороастризма.
  • Третья – Висперед, представляющая собой сборник литургических молитв.
  • Четвертая книга – Яшты. В ней излагаются религиозные взгляды зороастризма.
  • И, наконец, пятая – Бундехиш. В ней представлены рассуждения о природе вещей, о конце света, страшном суде, о победе над Ангра-Майнью.
Обсудить на форуме

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>