Пьер Пюви де Шаванн – Священная роща

Священная роща

Пьер Пюви де Шаванн

Священная роща
1884-1889
Холст, масло. 93 х 231 см
Чикаго, Институт искусств.
Коллекция Поттер- Пальмер

Такие композиции Пюви де Шаванна, как «Бедный рыбак» (1869) и «Надежда» (1872) оказали большое влияние на художников-символистов; репродукцию с «Надежды» Гоген, например, даже повесил на стене своей таитянской мастерской. Не в столь явной форме, но тем не менее значительное влияние оказали на современников и монументально-декоративные работы мастера, более тесно связанные с классицизирующей традицией; такие, например, как задуманный для Дома искусств в Лионе цикл стенных панно, в котором, продолжая восходящую еще к Энгру традицию картин, прославляющих искусства, Пюви де Шаванн создал мир, подобно поэтическим темам Гюстава Моро, согретый теплом личных переживаний. «Священная роща» является центральной частью цикла стенных панно, в который входили еще композиции «Античное видение», «Христианское внушение» и «Рона и Саона», олицетворяющие Силу и Грацию. «Античное видение», по замыслу художника, прославляет форму, а «Христианское внушение» – чувства, их связывает воедино тема «Священной рощи».

Место действия – роща острова Пиндос. Фигуры муз и детей, собирающих цветы и ветви лавра, изображены в окружении высоких гор, холмов, оливковых рощ, густых лесов, руин античной постройки. Две музы: Эвтерпа, покровительница музыки, и Талия, муза комедии, изображены парящими в воздухе, подобно богиням «Сна» (1883). Голубые горы, золотые рефлексы озера, зеленая роща и обитающие в ней почти бесплотные белые фигуры принадлежат идеальному, воображаемому миру, родине снов и искусств. Этот цикл является одним из наиболее лирических выражений меланхолической, склонной к медитации натуры Пюви де Шаванна и его устремленного к гармонии художественного идеала.