Пьер Пюви де Шаванн – Магдалина

 

Магдалина

Пьер Пюви де Шаванн
Магдалина
1897
Холст, масло. 116,5 х 89,5 см
Будапешт, Музей изобразительных искусств

Пюви де Шаванн создал серию станковых картин с изображением символических женских фигур. Аллегорически-символические композиции «Голубь» (1871) и «Надежда» (1879) написаны под впечатлением франко-прусской войны, однако их содержание носит характер широкого обобщения. В «Кающейся Магдалине» (1869-1870) одинокая женская фигура не связана со средой, с призрачным, выдержанным в синих и белых тонах пейзажем. Этот пейзаж очаровательно красив; изображен средиземноморский ландшафт, с горами на заднем плане, с хижиной, с цветами, проросшими в расщелинах скал. В будапештской картине отсутствуют атрибуты кающейся Магдалины, здесь нет ни черепа, ни нимба, а рубище заменено легкой накидкой белого цвета, покрывающей ее колени. Лицо Магдалины, погрузившейся в созерцание нездешних миров, выражает не муки раскаяния, а скорее тихую радость спокойных раздумий, состояние медитации, отражавшее житейскую философию пожилого Пюви. Эта Магдалина не порождение христианской мистики, ее место скорее среди богинь и муз «Священнойрощи» (1884-1889). пребывающих в состоянии такого же вневременного покоя. Монументальность фигуры Магдалины и декоративная трактовка композиции выдают в авторе этой картины мастера фресок.