ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Богослужения монастырского Великого Поста очень отличаются по своей структуре от служб остального православного года. Начнем с подготовительных недель. Заглянув в церковный календарь, мы увидим, что всего существует четыре подготовительные недели, каждая из которых имеет свое название: неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне, неделя о Страшном Суде и Масляная неделя (Масленица). Уже в воскресенье самой первой недели присутствует печальное песнопение из богослужений Великого Поста: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, настраивающее христиан на более углубленную духовную жизнь во время поста. Но самые необыкновенные изменения происходят, конечно, в первую неделю Великого Поста, которая носит название Торжество Православия. В первые четыре ее дня в храмах и монастырях служится одно из самых узнаваемых и характерных богослужений Великого Поста, его, если можно так выразиться, визитная карточка: Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Присутствовать в эти дни в храме стремятся все православные христиане, ведь не зря говорят: какой старт, такой и финиш. Начав Великий Пост с молитвы, покаяния, и посещения храма, православные верят, что и весь их пост пройдет в таком настрое.

Особенности литургического богослужения Великого Поста

Как известно, главной службой христианской церкви является ежедневная Литургия. Именно во время Литургии происходит самое главное чудо – предложение (превращение) хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, и те, кто готовился, причащаются Святых Таин во оставление грехов и жизнь вечную. Без этого Таинства не существовало бы церкви как таковой, ведь именно оно подпитывает духовные силы христиан, помогает им жить духовной жизнью, смывает забытые грехи.

Круг богослужений Великого Поста построен таким образом, что Литургия совершается не каждый день. По понедельникам, вторникам и четвергам в течение Святой Четыредесятницы Литургии нет совсем, по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров и прихожан причащают Телом и Кровью, освященными в дни обычных Литургий. По субботам совершается привычная литургия Иоанна Златоуста, в первые пять воскресений, в Великий Четверг и Великую Субботу – тожественное богослужение православного Поста: Литургия Василия Великого. Монастырский пост проходит особенно торжественно и неторопливо: службы в монастырях длятся продолжительно и отличаются красотой пения.

Монастырский пост: богослужения Страстной седмицы

Самые горестные богослужения строгого Поста происходят на Страстной седмице. На ней православные христиане вспоминают события последней недели земной жизни Иисуса Христа. В Великую Среду – предательство Спасителя Иудой Искариотским. В Великий Четверг (его еще называют Чистым) – Тайная Вечеря и установение Евхаристии или таинства причащения верующих Телом и Кровью Христовыми. В этот день все верующие стремятся причаститься.

В этот же день вечером служится одно из самых красивых богослужений Великого Поста: воспоминание Страстей (Страданий) Господних и чтение двенадцати отрывков из Евангелия, повествующих об этом. Все верующие стоят с зажженными свечами, а потом идут с ними домой и зажигают от них домашние лампадки.

В Страстную Пятницу монастырского поста и в приходских храмах вспоминают Распятие и Погребение Иисуса Христа. Из алтаря выносится плащаница, следом за которой верующие идут крестным ходом вокруг храмов. За последним субботним богослужением православного Поста вспоминают сошествие Иисуса в ад и читают ветхозаветные пророчества о Воскресении Христовом.