<

ОСКАР КОКОШКА — ПРОЕКТ ПЛАКАТА ЖУРНАЛА ШТУРМ

Просмотров: 75
ПРОЕКТ ПЛАКАТА ЖУРНАЛА ШТУРМ

 

ОСКАР КОКОШКА
ПРОЕКТ ПЛАКАТА ЖУРНАЛА «ШТУРМ». 1911

Холст, масло, 102×70 см.
Справа внизу монограмма: ОК.
Приобретена у Иштвана Халаси в 1954 г. Ранее принадлежала
Дёрдю Гомбоши, затем Ивану Феньё.
Публикации: Kovacs Eva. Un chef-d’oeuvre de jeunesse d’Oscar Kokoschka. — «Bulletin du Musee Hongrois des Beaux-Arts», 1961, № 18 и «Muveszet», 1964, № 5, стр. 12—14.

Из розового фона с почти режущей глаз резкостью выступают странная, искаженная голова мужчины и его поникшие плечи. Лицо, белизной напоминающее лицо трупа, резко, грубо обрамлено толстыми черными линиями. Глаза затенены множеством морщин, что придает им лихорадочную одержимость. Рот и особенно неприятно выступающий вперед подбородок агрессивны. Грубая, тупая рука, обращенная к телу, указывает на виднеющуюся на груди рану. «В то время я нарисовал для одного из номеров «Штурма» плакат, — вспоминает художник, — автопортрет с красным фоном. Голова моя на плакате обрита наголо, как у арестантов, палец же указывает на терзающую мою грудь рану. Я задумал его как обвинение против венцев, но несколько лет спустя, во время войны, точно в этом месте пронзил мне легкие штык» (Kokoschka. Eletem. Budapest, 1974, стр. 85). Вероятнее всего, это описание относится к этой картине.

В плакате для «Штурма» каждый мотив привлекает к себе внимание гораздо сильнее. В трех местах в композицию врезается текст: наверху — название журнала, посередине, перерезая фигуру, — надпись Neue Nummer (новый номер) и внизу, в правом углу — монограмма художника. Надпись Neue Nummer, в сущности, продолжается и за телом: из нее вырастают четыре диагональные черные линии, выходящие за пределы пространства картины.

Эта картина является плакатом, извещающим о журнале «Штурм», т. е. не самостоятельным живописным произведением, поэтому при создании ее Кокошка пользовался более упрощенными средствами выражения, она менее тонка и нюансирована, чем другие работы художника примерно того же времени. Мимо «лысого арестанта» нельзя пройти просто так, не заметив его, следовательно, как плакат произведение достигло бы поставленной цели (плакат по картине так и не был отпечатан). Картина хорошо выражает и дух «Штурма»: этот один из самых первых авангардистских журналов нацеливал внимание на человека, на страждущее человечество. Главный редактор «Штурма», один из ведущих руководителей всего экспрессионистского движения Герварт Вальден относился к числу первых, кто поддержал художника. В эти годы рисунки Кокошки публиковались почти в каждом номере журнала и не только украшали его страницы, но и определяли его характер, специфику.

Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>