<

Народная цыганка

Просмотров: 18

Свою кровную причастность к беспокойному кочевому племени цыган актриса Светлана Фомичева, больше известная нам под псевдонимом Тома, старательно отвергает. А между тем ее самая лучшая и, главное, запоминающаяся роль – это цыганка Рада из музыкальной саги Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо».

Помните, как восторгались газеты по поводу Светланы Тома:

«Редко кому из актрис удается создать образ такой женщины-повелительницы, способной и подчинить, и убить: волшебная, опьяненная гордостью Рада».

Знали бы вы, как режиссер орал на несчастную Светлану во время съемок этого «первого российского эротического фильма»: «Света! Ну где твои глаза?! Ты о шиньоне думаешь или о Лойко — конокраде?! Я не могу больше смотреть на эту гражданку из Кишинева, столь скверно и уныло представляющую из себя цыганку! Ты же смять его обязана своими прелестями женскими! Не бойся разнузданности, больше бедер!»

– Мне уже кажется иной раз, что я ненавижу свою Раду. Из-за нее я превратилась в «цыганку на все времена»! у меня уже была одна такая роль: в самом начале своей актерской судьбы я снялась в «Живом трупе» с Баталовым, но после того фильма Эмиль сказал мне: «Это не то, вот когда я тебя сниму в роли цыганки, увидишь, что будет!» а у меня с этими ролями вообще отношения сложные. На те картины, где мои героини были цыганками, режиссерам приводили из таборов девочек и говорили, показывая на меня пальцем: «Зачем тебе эта?! Вот тебе другая, смотри, какая красивая!» А когда «Табор…» уже с триумфом шествовал по экранам, меня как-то пригласили выступить перед началом фильма в самом крупном кинотеатре Харькова. Ну, дело привычное. Выхожу на сцену и… застываю: зал полностью набит цыганами. Начинаю говорить и чувствую, что они меня не слушают. И вдруг зал взрывается: «Уберите ее! Нам обещали красавицу Раду, а тут девочка какая-то в очках». Я же по жизни-то не слишком роскошна, не то что на экране.

Артисткой Света Фомичева стала совершенно случайно.

Она как раз приехала из Бельцов к своим тетушкам в Кишинев, чтобы подготовиться к экзаменам в университет. Одна из них окончила Сорбонну и в Бухаресте занималась правом. Именно ее пример вдохновил девушку, которая решила стать юристом и «карать несправедливость». Но судьба столкнула ее с начинающим режиссером Эмилем Лотяну, который собирался снимать свой первый фильм «Красные поляны»: «Мой ассистент пристал к ней на автобусной остановке. Были уже сумерки, когда мы пришли на студию, чтобы прослушать Свету. Сначала она мне показалась ни на что негодной актрисой и даже не фотогеничной. Но потом я начал ее рассматривать и понял, что из этого чудеснейшего материала можно слепить все, что хочешь. Ее тело, ее глаза излучали самостоятельность характера. У нее была красивая грудь и, как потом оказалось, прекрасная попка – по ней всем хотелось хлопнуть ладошкой. Правда, через много лет, после ее звездной роли в «Таборе…» и того знаменитого «стриптиза» с юбками, меня все спрашивали: «А почему у вашей цыганки такая грудь маленькая?» А я отвечал: «А вы хотите итальянские сиськи?» Но это было позже. А тогда в процессе работы оказалось, что, несмотря на самостоятельность, девушка наша очень изнеженная. Мы-то думали, что ей не привыкать к крестьянской работе, она ведь сама деревенская. А ее, оказывается, баловали, оберегали от нелегкого труда… И нам пришлось над Светой работать».

– Эмиль заставлял меня часами ходить с привязанной к лопаткам палкой – чтоб спина стала идеально прямой, обвязывал мне лодыжки цепями… А чтобы я не вздумала освободиться, приставил ко мне ассистента. Зато перед камерой я летала уже как газель! При оформлении моих первых в жизни титров Эмиль просто приказал мне вместо «Фомичевой» искать что-нибудь «романтично-заграничное и звонкое». Я начала перебирать в памяти своих родственников и в маминой родословной – там намешаны и итальянская, и французская, и бессарабская кровь – выискала прабабушку-француженку, которая, по легендам, сбежала из дома с цыганом. Так я стала Тома. Наверное, эта фамилия так на мою «цыганскую» судьбу повлияла.

«табор уходит в небо» сделал Светлану Тома настоящей Звездой. И о ней стали слагать легенды… Вот уже два десятка лет многие считают Светлану Тома и Эмиля Лотяну семейной парой…

– То, что на мою жизнь и на мою судьбу Эмиль оказал огромное влияние, это правда, но его официальной женой я никогда не была. Он действительно всегда оставался моим любимым человеком. Иногда мы не виделись месяцами, даже когда я вышла замуж за другого и родила дочь, я все равно продолжала любить Эмиля. Между ним, дочерью, и работой я иной раз просто разрывалась. Конечно, разложить в жизни все по полочкам мне не удалось, да это и невозможно… Я все равно ни о чем не жалею.

Светлану Тома, несмотря на то, что ролей в своей жизни она сыграла немало, до сих пор воспринимают как «ту самую, которая играла цыганок». Никуда от этого ей не деться. И хоть Светлана всегда кокетливо открещивается от своей причастности к цыганам, сама же тем не менее поддерживает этот загадочный образ. На творческих вечерах и тусовках она поет романсы, а полгода тому назад на юбилей Алексея Баталова пришла в облике толстовской цыганки Маши.

– Я не могу так про себя сказать: «Ах, я пою». Я всего лишь напеваю: русские, цыганские, румынские романсы… А началось это с программы «Товарищ кино». Была в свое время такая программа: актеры в ней пели и танцевали, чтобы как-то поддержать мелькающие за их спинами кадры из фильмов. И я тоже сделала номер: на экране танцует моя роскошная Рада, а я ей в студии «помогаю». Вот из этого номера и выросла потихонечку программа. А сейчас уже на выходе новая – с песнями ретро. Наверное, я назову ее «Фантазии на темы…». Конечно, я понимаю, что мое время ушло, как это ни печально. И хотя актеров «советского кино» пока еще помнят, со временем все равно забудут. Скольких уже забыли? И какая разница, при жизни или после смерти…

Обсудить на форуме

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *