Морис Дени – Музы

Музы

 

 

Морис Дени
Музы
1893
Холст, масло. 168 х 135 см
Париж, Национальный музей современного искусства

Известный не только как живописец, но и как автор теоретических трудов («Теории», 1912; «Новые теории», 1922), Морис Дени сформулировал принцип особой обработки картинной поверхности. Этот принцип был важным, с далеко идущими последствиями нововведением символистской по сути живописи, облаченной в одежды декоративизма стиля модерн. При этом он исходил, главным образом, из гармонически упорядоченной структуры произведений Пюви де Шаванна и из синтетизма Гогена. Новый живописный метод Дени последовательно проводил и в собственной художественной практике.

Он подчинял общим декоративным принципам изображения человеческих фигур, предметов обстановки, пейзажа, независимо от того, писал ли он картину на мифологическую тему или жанровую сцену. Картина «Музы» также решена в стилизаторском, декоративистском плане. Силуэты женских фигур и деревьев обрисованы плавными, энергично подчеркнутыми контурами. Линии свертываются в арабески, а цветовые пятна превращаются в красочные узоры. Трактовка женских фигур и пейзажа подчинена одному общему линейному ритму: «ритмическими и цветовыми сочетаниями выражает таинственные аналогии, существующие в природе» (Морис Дени).