МАГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Чувства руководят миром, идеи руководят человечеством.

(Гизо)

Что может и должна сделать великая магия, так понимаемый, для того, чтобы играть в человечестве роль, свойственную Всеобщей Науке. Вывод, может быть, покажется странным в наше время; между -ем, это логическое следствие характера, присущего Оккультизму в том виде, как он здесь описан и каким, наверно, окажется фактически для всякого, кто будет усидчиво им заниматься. Только незнание свойств магии может сделать непонятным то немногое, что остается сказать о практической его организации.

Практическая магия была еще известна древним и была у них в большом почете, сохраняясь в святилищах, ибо которых многие сделались историческими, а равно и в больших и малых мистериях, упоминаемых в истории.

Эти магические организации не принадлежали исключительно язычеству; первые христиане ими также пользовались, как это нетрудно видеть из Священного Писания; большая часть тайных организаций, сменявших друг друга вплоть до Франк-Масонства, дошедшего до наших дней в искаженном виде, представляет остатки этих организаций. Характер и важное, даже священное, значение этих древних учреждений не признаются в настоящее время лишь из-за мелочных предрассудков, которые восторжествовали более века тому назад благодаря незаконному господству скептического позитивизма буржуазии. Несмотря на то, даже в страстном фанатизме этих самых предрассудков нетрудно найти преобладающее влияние оккультных принципов; влияние это выразилось в тройственной формуле, которую современная наука начертала на стенах, не будучи в силах запечатлеть ее в наших сердцах: свобода, равенство, братство.

Вот почему можно надеяться, что чудный синтез, скрытый в этой формуле, может быть понят теми, кто усвоит величие магической науки; во всяком случае, убежденный оккультист должен попытаться найти этот тайный смысл на основании недавнего примера великих учителей высокой науки.

Первый шаг для выяснения социального значения магических организаций должен заключаться в изучении возможно полном и глубоком всех существующих до сих пор тайных обществ или посвятительных обществ. Конечно, большая часть из них даст указания неполные или смутные, документы искаженные или спутанные, без критических данных. Однако, в них можно будет еще разобрать главные черты всеобщего синтеза, из которого они произошли, как и наши положительные науки, которые в этом синтезе содержались, но не получили развития.

В них следует искать прежде всего следы исполненной работы магическими организациями всех времен, имевшими в виду главную цель – совершенствование человечества.

Ими преследовались две главные задачи: внутри их священных коллегий образовать учеников, выбирая их среди способнейших, и извне – влиять на народ всеми доступными для них средствами.

Здесь не место  описывать первую часть работы, оставшуюся притом весьма таинственной; следы ее можно найти в современных тайных магических организациях. Некоторые древние авторы оставили нам очерки таких обществ, по которым можно более или менее точно восстановить фазы посвящения; более подробный обзор их заставил бы нас выйти из рамок этого труда; ограничимся указаниями относительно воздействия их на общественный прогресс. Это воздействие заключается в так называемом священнослужении посвященного, принимая это слово в самом широком значении, а не в смысле какой-нибудь секты, магической организации или политической партии.

В этом служении встречаются три главные способа действия души в созидании человека; священная же коллегия не должна играть в обществе иной роли кроме той, которую исполняет душа в человеческом существе, то есть, просвещать, согревать и одухотворять сознание, предоставляя затем низшей душе свободу исполнения и распоряжения. Это роль чисто духовная, исключающая всякое реальное господство, роль авторитета, но не власти.

Вот четыре функции этого общественного сознания:

1. Поощрение к нормальной деятельности каждого индивидуума посредством нравственного апостолата среди народа.

2 и 3. Общение всех родов и степеней, разделяющееся естественным образом на две категории, как это сейчас будет указано, и

4. Религия.

Посредством нравственного апостолата посвященный постоянно напоминает каждому о его обязанностях, поощряет к исполнению их, к перенесению ежедневных испытаний в жизни и подчинению себя во всех случаях, по мере сил, всемирной воле, без которой не может быть прочного блага для человека. В обществе нормально организованном этот апостолат заимствует весь свой авторитет сначала от примера посвященного, примера прочного, так как моральная чистота есть необходимое условие его существования; затем – в доверии народа, основанном на несомненных доказательствах того, что посвященный проповедует лишь известное ему из науки несомненной и трансцендентной; и, наконец, в том убеждении, что каждый гражданин, если, конечно, способен и умеет захотеть, может приобрести то высокое знание, которое вместе с величайшей властью, возможной для человека, дает высокую привилегию посвящать себя благу себе подобных.

Такая уверенность прививается в обществе посредством обучения (наставления), которое для этой цели должно удовлетворять следующим двум главным условиям:

1)        Быть на всех ступенях доступным каждому в той мере, какую он способен воспринять, подготовлять посвящаемых к выполнению в обществе той роли, которая соответствует их природным способностям и призванию.

2)        Быть всеобъемлющим на всех ступенях, ограничиваясь лишь количественно, но не качественно, чтобы не допускать разделения населения с детского возраста на искусственные касты, и развивать в нем способности, которыми природа наделила его.

Излишне прибавлять, что благодаря лишь тому, что преподавание будет энциклопедичным, оно избежит догматического сектантства; развитие его будет идти по пути высших знаний; идея божества будет в нем всегда прогрессировать и делаться доступной умам, которые будут предварительно испытываться; таким образом, религия будет всегда доступна и всегда прогрессивна, ибо ее стремления, даже в лоне святилищ, бесконечны и вечно возрастают. Есть, однако, одно основное различие в материалах для обучения, именно – изучение жизни индивидуальной и познания, особенно необходимые для устройства целого общества.