Культурное развитие

В действительности, открытия Галилея и Ньютона были подготовлены культурно-исторической почвой. Эпоха до Галилея не была истощена ни в коем случае, она подтверждала еще раз превосходство аристотелизма и подчинение научных знаний философским истинам. Достаточно вспомнить медленное, но прогрессивное распространение на Западе так называемых «ремесел», практикуемых архитекторами, металлургами и анатомами, которые не считали знания наследством, забронированным для немногих избранных.

Галилей знал, как уничтожить посредством теории «приспосабливания к экспериментам» космологическую концепцию своего времени. Его большая заслуга состоит во введении им экспериментального метода. Однако он обращался к опыту, когда не преуспевал в получении некоторых теоретических решений.

С исторической точки зрения, экспериментальный метод был распространен и до Галилея. К концу XVI века, особенно после открытий мореплавателей, интенсифицируется появление сборников документов и астрономических измерений посредством телескопов, выполненных Тихо Браге. «De humani corporis fabrica» Весалио содержит набор анатомических эскизов, выполненных учеником Тициана. Эксперименты руководили эпохой алхимии, они подтвердили тезис В. Гарвея об обращении крови, и они же подготовили базу для научного переворота XVII века, затронувшего физику, математику, химию, биологию.

Заслугой XVII века является упрочение того положения, что наука – познание объективного мира. Революция XVII века в физике приводит к открытию гравитационного взаимодействия, революция XIX века – законов термодинамики и универсального электромагнитного взаимодействия. Результаты этих открытий были настолько важными, что заложили основу для формулировки специальной теории относительности и квантовой теории XX столетия. Первая была, по правде говоря, углублением классической теории Максвелла в электромагнитной области, в то время как происхождение квантовой теории восходит к статической механике, разработанной столетием ранее.

Подобно тому, как землетрясения представляют явление «историческое», сформированное в результате медленного накопления «имманентной» энергии в разломах, так и «исторические» научные революции являются завершением долгой скрытой работы «имманентного».

Революции научной мысли всегда проверяются сопутствием социальных. Это заставляет думать о корреляции, которая, однако, неопределима, поскольку речь идет о сложных явлениях, характеризующихся многочисленными и непредсказуемыми процессами обратных связей. Душа человека и, соответственно, цивилизации, чрезвычайно сложна; она балансирует непредсказуемым способом между уверенностью в своей силе и мучением, пробужденным ненадежностью, неустойчивостью мира жизни. Ее равновесие непостоянно и чувствительно к волнениям. ****