<

Кто такой Рафаэль Санти

Просмотров: 613

РАФАЭЛЬ САНТИ
жил 1483—1520

Если успех и слава были бы мерилом величия, то Рафаэль во много раз превзошел бы двух своих великих современников. Пока он жил и в последствии, после его смерти, в течение веков его считали царем живописи. Репродукции его произведений и до сих пор имеются почти в каждом буржуазном доме. Его «Мадонны» считаются наиболее совершенными воплощениями религиозного чувства. Леонардо и Микеланджело работали над своими произведениями одни и боролись сами за их осуществление, никто другой им помогать не мог, а если хотел помочь, то только портил, так как каждое их произведение являлось их самой личной исповедью. Рафаэль в период его наибольшего успеха держал целую мастерскую, иногда он ограничивался тем, что делал только эскиз картины, а в самой картине исполнял лишь наиболее ответственные части, а остальное завершалось большой группой его последователей, которые в совершенстве имитировали манеру своего мастера.

Вряд ли могли бы ученики идти по следам одиноких раздумий таких двух мрачных мастеров, как Леонардо и Микеланджело. В противовес этому виртуозность живописной манеры и идеализированные образы Рафаэля вполне легко усваивались его талантливыми последователями. Леонардо и Микеланджело создали каждый свой своеобразный стиль, соответствовавший требованиям их неповторимой человеческой индивидуальности. Рафаэль же учился от всех всему, что он мог использовать в своей живописи. Вначале он подражал своему мастеру Перуджино, его образам одухотворенных и кротких людей, позже заимствовал у Леонардо красивую поверхность пластической формы, которая «рождалась» в картинах Леонардо из борьбы света и тени. На картинах Рафаэля встречаются также одетые в широко задрапированные плащи фигуры, характерные для живописи Фра Бартоломео. Динамику форм Рафаэль старался познать, изучая искусство Микеланджело, не прошел он и мимо достижений венецианских художников, его восхищало их живописное видение.

Несмотря на все это Рафаеля на протяжении веков считали «величайшим художником мира». Вероятно, должна была быть какая-то глубокая, чисто человеческая причина такой длительной славы. И действительно, слава Рафаэля — не случайность. Этот художник соединил в своей живописи все, что служило немного сентиментальному выражению человеческого достоинства и обаяния. Нежные линии, изящно изгибаясь, обрисовывают фигуры его картин. Фигуры людей у Рафаэля не такие могучие, как у Микеланджело, и не такие нежные, как у Леонардо. Его формы напоминают нам свежие зрелые фрукты, они круглятся и волнуются. Живописи Рафаэля не чужды и противоречия, но они у него возникают не в результате раздумий над серьезными вопросами жизни и касаются только поверхности вещей. Рафаэль не только легок, но и может вызвать слезы, он игрив и мечтателен одновременно, его кротость иногда граничит со строптивостью. От каждой его картины веет без сознательным очарованием молодости, в котором слилось все, чему он учился от других.

Он избегает водоворотов жизни, довольствуясь тем, что сам получает удовольствие и доставляет безмятежное удовольствие другим. Очевидно это одна из причин его большой популярности. Люди вообще любят молодость, приятное спокойствие и им не нравится, если тяжелые вопросы мешают их жизни. Рафаэль в этом отношении похож на большинство людей; его индивидуальность сливается с художественными потребностями масс, и он сумел эти потребности выразить в художественной форме. И в его тематике мы встречаемся с проблемой отношения христианства к язычеству, но он решает ее с ясной легкостью, трактуя с одинаковым обаянием то и другое.

Рафаэлю очень везло в отношении тем и заказчиков. Богатые буржуазные семьи во Флоренции заказывали ему большое количество «Мадонн». Таким образом он не должен был делать празднично-помпезных картин и алтарных композиций, а скорее изображать семейные сцены буржуазных домов и матерей ласкающих своих младенцев. Эти матери должны были быть по возможности красивыми, как молодые матери Флоренции. Чувство непосредственности семейного уюта, а иногда и небольшая сентиментальность его «Мадонн» обеспечили ему постоянное признание и любовь.

Кроме его «Мадонн» и фресок в Ватикане мы почти ничего не знаем о портретах Рафаэля, хотя он показал себя в них действительно несравненно талантливым мастером. Этот изящный светский человек, любитель роскоши, заваленный выгодными заказами (например он был руководителем римских раскопок, архитектором кафедрального собора Св. Петра), дает в этих портретах такие глубокие психологические характеристики, которые почти заставляют забывать виртуозную красоту его живописи. Рафаэль не изменяет того, что видит, он изображает характер позирующего ему человека с умилением перед реальностью.

Рафаэль Санти родился в Урбино 28-го марта 1483-го года и умер в Риме 6-го апреля 1520-го года. Его отец был художником, и в детские годы сын учился у него. Он был очень восприимчив и чуток ко всем большим достижениям художников своей эпохи. Кроме станковых картин он создал целый ряд фресок (Ватикан, Капелла Чиги, Вилла Фарнезина) и сделал эскизы ковров Сикстинской капеллы. После смерти он удостоился самой большой почести — был похоронен в римском Пантеоне.

Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>