<

Кто такой Микеланджело Буонарроти

Просмотров: 451

 

Микеланджело Буонарроти

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
жил 1475—1564

В то время как в Леонардо нашло воплощение ясное спокойствие души, в младшем его современнике, Микеланджело, достигли сверхчеловеческой мощи беспокойство и страдания души. Иногда кажется, что движущий вселенной страсть Микеланджело находит успокоение в леонардовской тишине. Поскольку дело касается человеческих чувств, для нас безразличен тот факт, что Леонардо был старшим и что он умер намного раньше своего соперника, который продолжал работать с на растующей энергией до глубокой старости. Они недолюбливали друг друга. Они были знакомы, и возможно, что втайне восхищались друг другом, но в искусстве были соперниками. Однажды в залах Синьории во Флоренции один написал «Битву при Ангиари», а другой на противоположной стене другую битву, от которой до нас дошел картон, изображающий солдат, купающихся в Арно и вспугнутых сигналом тревоги.

Бунтаря Микеланджело не могла удовлетворить живописная мягкость стиля Леонардо. Картины Микеланджело — почти скульптуры, их мятущиеся фигуры сдерживают только энергичные и жесткие линии.

Он считал себя скульптором, а свои потрясающие фрески в Сикстинской капелле и огромное строительство (в том числе и кафедральный собор Св. Петра) начал только по приказу папы. В глубине его души — как у большинства людей той эпохи — боролись христианское и античное мировоззрения. Микеланджело глубоко переживал конфликт между этими двумя мирами. Он искал свое место в них обоих, но не с помощью риторики, бездушной аргументации и холодного расчета, а волнуясь всем своим существом и негодуя всей душой. Микеланджело была близка и понятна красота того и другого мира, и он интуитивно догадывался, что в глубине, у истоков человечества они имеют единый корень. Поэтому не было необходимости выбирать между красотой тела и дионисовским упоением с одной стороны и красотой души, любви к Христу—с другой, так как люди являются воплощением того и другого.

Молодым человеком он почти одновременно создал воплощение экстаза — Вакха и Марию, оплакивающую Христа; полную чувственной силой статую Давида и атлетическую фигуру Христа, показывающего на крест. Позднее, когда Микеланджело создавал статуи рабов, старающихся освободиться от бремени существования, и Моисея, который вызывает в памяти «грозного» папу Юлия II, душой скульптора все больше овладевают чувства человеческих страданий, мучений и одиночества. В могучем видении «Страшного суда» Микеланджело еще преследуют воспоминания языческого времени: души осужденных грешников переносит в ад Харон — лодочник подземного царства в греческой мифологии. Однако художник постепенно перестает изображать могучие тела, в мощных мускулах которых живет бережно хранимая душа, его все больше занимает бестелесность и чистая духовная жизнь. Не задолго до смерти, из последних сил Микеланджело приступает к переделке одной из своих статуй — олицетворения языческой красоты. Скульптор не смог закончить свой последний шедевр, так называемую «Пиету Ронданини». В высохшем, исхудалом теле осталась и живет только чистота души, красота тела уже умерла.

Во время Микеланджело католицизм старался противопоставить простоте и пуританизму реформации огромные масштабы роскоши и власти. Как раз в это время началось строительство того Рима, в котором все поражает гигантскими размерами, все звенит от звуков фанфар и празднует Христа-короля, всемогущего властелина рая и его блистательную свиту, а заодно и его земное воплощение — церковь. В этом славословящем праздничном окружении Микеланджело создает свои потрясающие скульптуры «Снятие с креста» и «Оплакивание». Христос у Микеланджело — не властитель рая, скульптор изобразил многострадальное тело сына столяра, а вместо разодетых в шелк и бархат князей церкви Христос окружен нежностью бедных людей.

Гений Микеланджело развивался в мире, разделенном на тело и душу, и художник осветил своим творчеством обе эти половины, но его последние лучи достались только душе. В гробнице семьи Медичи Микеланджело создал противоположные образы-символы: «День» и «Ночь», «Утро» и «Вечер», а в портретных фигурах Джулиано и Лоренцо Медичи — образы деятеля и созерцателя. На каждом его произведении видно, что его разрываемую противоречиями душу мучили не житейские заботы. Люди, изображенные Микеланджело—за исключением его последних произведений — происходят из другого мира, в нашем мире мы бы их не смогли встретить. Это придает возвышенное настроение каждому его произведению, наполняя зрителя чувством смущения.

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475-ого года в Кап-резе и умер 18 февраля 1564-ого года в Риме. Он учился во Флоренции у замечательного флорентийского художника Гирландайо, и затем работал под покровительством семьи Медичи. Он прожил большую часть своей жизни в Риме. Здесь он сначала работал над фреской потолка Сикстинской капеллы, а позднее над росписью алтарной стены этой капеллы; и в этом же городе он создал отдельные фигуры гробницы папы Юлия II и все его «Пиэты». Одновременно он построил во Флоренции капеллу семьи Медичи и решал другие архитектурные и скульптурные задачи. Великолепный купол собора Св. Петра является также его работой.

Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>