Картина – Святое СЕМЕЙСТВО С МЛАДЕНЦЕМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ

Святое СЕМЕЙСТВО С МЛАДЕНЦЕМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ

БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО (1618, Севилья 1682, Севилья)

Св СЕМЕЙСТВО С МЛАДЕНЦЕМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ

Холсг, масло, 156х 126 см.
Из собрания Эстерхази, для которого была куплена в августе 1820 года в Вене вместе с парной к ней картиной.

Выставки: «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1965, № 35; «Мурильо и его современники», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1968, Каталог, стр. 10; «Испанские мастера XVI XIX веков», Ленинград, Государственный Эрмитаж, 1969 № 17; «Испанская живопись XVI XVIII веков в собраниях Центральной Европы», Мадрид, Прадо, 1981, № 28, а также Мюнхен и Вена, 1982, № 54.

Мурильо, почти всю свою жизнь проживший в родном городе, был самым популярным мастером севильской школы живописи. Его произведения стали известны в Европе – и на континенте, и в Англии – еще до вторжения в Испанию французов и разграбления ее сокровищ. Во Фландрию много картин Мурильо было завезено уже в XVII веке. Листая каталоги французских и английских собраний XVIII века, исследователь часто встречается с картинами Мурильо, либо подлинными, либо ошибочно ему приписывавшимися. Некоторые сюжеты, пользовавшиеся наибольшим спросом, разработаны художником во многих вариантах. К числу характерных и популярных изображений «Св. семейства» Мурильо принадлежит и будапештская композиция, отдельные детали которой можно встретить во многих других произведениях. Так, фигура занятой шитьем Марии без существенных изменений воспроизведена в будапештской картине мадридского последователя Мурильо – Хосе Антолинеса, плотничающий Иосиф в эскизе из собрания Государственного Эрмитажа в Ленинграде, в «Святое семействе», недавно приобретенном дублинским музеем, а также в картине из мастерской Мурильо, находящейся в будапештской церкви св. Ингвана.