Кому передать семейную ценность?

Надо сказать, что после Лирея маршрут реликвии становится совершенно очевидным всем историкам. Ее судьба коренным образом меняется благодаря женщине, о дерзости, отваге и жадности которой не устают спорить биографы, – Маргарите де Шарни, внучке Жофруа де Шарни. У нее не было детей, она была небогата и не питала никакого доверия к своей родне. Кому передать семейную ценность? Кто будет достоин обеспечивать ее сохранность? В 1443 году Маргарита забрала реликвию из храма – деревянной церкви, грозившей вот-вот развалиться, – и, взяв ее под мышку, отправилась странствовать – от Шиме до Льежа, от Макона до Женевы – в поисках подходящего пристанища. Сначала она подумывала о Габсбургах, но те проявили, довольно мало, интереса к предмету, ведь единственным “сертификатом соответствия”, который предлагался, служила булла папы римского – дальнего родственника владелицы. А потом епископ Льежа заявил о своей солидарности с епископом Труа: плащаница – дело рук художника. И тогда Маргарита, уже стареющая, но полная несгибаемой воли, продолжила поиски. На этот раз ее целью стал савойский двор.

Между тем разгневанные каноники Лирея, которым семья Маргариты доверила на сохранение плащаницу и которые поэтому считали ее своей, затеяли тяжбу, чтобы вернуть “собственное добро”. Этот судебно-церковный фарс завершился только к 1453 году? когда могущественный Людовик Савойский согласился возложить на себя бремя “покровителя” плащаницы, предложенное ему Маргаритой. Имеется акт, подписанный обеими сторонами, но в нем плащаница не упоминается: Маргарита получила замок за “оказанные услуги”. Что же до бедных каноников, то им пришлось удовольствоваться пятьюдесятью франками золотом из савойской казны в обмен на отказ от дальнейших притязаний. Но они отомстят Маргарите, отлучив ее от церкви.