Клод Моне – Руанский собор

Клод Моне
Руанский собор
1894
Холст, масло. 107 х 73 см
Париж, Лувр

В своих циклах, начатых после 1876 года, Моне тот или иной приглянувшийся ему мотив фиксирует на холсте в различное время дня; это циклы «Вокзал Сен-Лазар», «Стога» (1891), «Тополя» (1891) и др. Несмотря на импрессионистический характер выбора тем, Моне отдаляется от своих сподвижников, ищущих красоту в повседневности, теперь ему ближе мир имматериальных красочных видений Тёрнера. В цикле, посвященном Руанскому собору, Моне фиксирует мгновенные изменения, происходящие на поверхности вещей, однако точная регистрация оборачивается своей противоположностью: предмет перестает существовать, он растворяется в свете и цвете.

Если в лондонском (1904) и венецианском (1908) циклах здания оказываются «ассимилированными» водой, то здесь, в руанском цикле, они поглощаются стихией света; контуры постройки и ее фрагментов размываются влажной, вибрирующей атмосферой. Этот образ Руанского собора может быть понят также, как метафора единства неизменного и меняющегося, непрерывного рождения и созидания, наконец, как метафора всепроникающего «жизненного порыва» (Анри Бергсон) – одного из ключевых понятий виталистической концепции того времени.

Смотреть на видео подборку картин Клода Моне