<

Картина — Младенец Христос, раздающий хлеба паломникам

Просмотров: 54
Картина — Младенец Христос, раздающий хлеба паломникам

БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО


Младенец Христос, раздающий хлеба паломникам

(фрагмент -2)
Согласно письменным источникам XVIII века, в здании приюта для престарелых служителей церкви было немало произведений видных художников, однако эта картина Мурильо — единственная, заказанная специально для приюта. В старых описаниях и названиях картины три мужские фигуры, производящие впечатление портретных изображений, называют то паломниками, то священниками. Вслед за Габором Тереи [G. Тёгеу: Die Murillo-Bilder der Sammlung Eugen von Boross in Larchmond (New York). Cicerone, XV. 1923, p. 773), мы гоже склонны в фигуре пожилого человека, протягивающего руку к младенцу, видеть портретное изображение дона Xустино де Нэве. Не так давно общественным достоянием стал достоверный портрет каноника дона Хустино, написанный Мурильо в 1665 году. Как раз в то время художник, при содействии каноника, получил заказ на выполнение серии картин для церкви Санта Мария ла Бланка. По нашему мнению, фигура мужчины в стихаре из картины Мурильо «Триумф девы непорочной» (Париж, Лувр) также является портретным изображением друга и покровителя художника, дона Хустино де Нэве. В ходе реставрации портрета дона Хустино, находящегося в Национальной галерее в Лондоне, была обнаружена надпись, согласно которой канонику ко времени написания картины, т. е. в 1665 году, было сорок лет. Из этого следует, что на будапештской картине возраст каноника приближается к шестидесяти годам. На современный взгляд мужчина на будапештской картине Мурильо выглядит старше, но в XVII веке 58-59-летнего священника вряд ли можно было представить более молодым. Художник изобразил пожилого, но отнюдь не престарелого человека с высоким лбом, с наполовину голым черепом, с тонкой, исключительно выразительно моделированной кистью руки. Дон Хустино, принимавший столь близкое участие в судьбе Мурильо, умер в 1685 году.

До последнего времени в специальной литературе не было указания ни на точный возраст каноника (A. Braham, 1979), ни на факт схожести его с фигурой священника в стихаре из группы молящихся на картине Мурильо «Триумф девы непорочной», написанной для одного из боковых нефов церкви Санта Мария ла Бланка. Интересно отметить, что как на будапештской картине, так и на лондонском портрете дон Хустино держит молитвенник одинаковым образом: засунув указательный палец меж страниц томика, а большим пальцем придерживая переплет. Возможно, этот жест был характерным, привычным для друга и покровителя художника. Похожее, но отнюдь не аналогичное держание молитвенника встречается в произведениях Мурильо еще только один раз: в портрете каноника Миранды, хранящемся в собрании Альба в Мадриде.

Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>