Камиль Коро – Воспоминание о Мортефонтене

 

Воспоминание о Мортефонтене

Камиль Коро
Воспоминание о Мортефонтене
1864
Холст, масло. 65 × 88 см
Париж, Лувр

Пейзажи Коро это своего рода картины земного рая, уголки природы, пригрезившиеся или явившиеся в видениях. Он пейзажист, но изображение человека имеется почти во всех его композициях. В картине «Воспоминание о Мортефонтене» фигуры девушек составляют органическую часть природы, дышащей глубокой гармонией, несмотря на то, что изображенный здесь пейзаж по своему характеру далек от итальянских ландшафтов, обязательных в пейзажной живописи предыдущих эпох. Коро с романтизмом роднит только лиризм, его не захватили ни героизм, ни драматизм романтической живописи.

Он, в сущности, фигура одинокая во французском искусстве, хотя и был связан с Барбизоном. Манерой компоновки и выбором темы Коро близок к той традиции пейзажной живописи XVII века, которая представлена именами творцов «исторического пейзажа» Пуссена и Клода Лоррена; с другой стороны, импрессионисты видели в нем одного из своих ближайших предшественников. Новизна его пейзажной живописи, богатой изображениями атмосферных эффектов, даже в глазах критиков того времени оттесняла на задний план Коро – мастера фигурной живописи. В его пейзажных композициях, оживленных фигурами, часто мифологическими {«Данте и Вергилий», 1859; «Орфей, приветствующий свет», 1865), человеческая фигура растворяется, сливается с природой, как это имеет место и в картине «Воспоминание о Мортефонтене». Дж. К. Слоен источник современности Коро усматривает именно в равноценности пейзажа и человеческой фигуры в его картинах.

Известная в двух вариантах картина «Воспоминание о Мортефонтене» принадлежит к числу поздних произведений мастера. Произведения Коро 1860-1870 гг., несмотря на растворяющиеся контуры форм, отличается замкнутой, ясно построенной композицией.