История светлого праздника Вознесения Господне

Корни православного праздника Вознесения Господне уходят в новозаветные времена. Пять с лишним недель после Воскресения душа Христа находится рядом с учениками. Иисус являлся им, проповедовал, беседовал о Царствии Божьем, как прежде, как будто и не было вовсе трагической смерти его на кресте. Но вот настал сороковой день. Апостолы тогда гостили в доме одного купца в Иерусалиме. И вдруг в дом вошел Христос и весел следовать за ним. Все вместе пришли они на гору Елионскую, недалеко от Иерусалима. И Иисус обратился к ученикам с речью:

«Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Святым Духом и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и во всей земле».

Христос широким жестом благословил учеников и стал тихо подниматься от земли, все выше и выше, пока не исчез в глубине небес.

Пораженные, стояли апостолы на горе и неотрывно смотрели в небо. И даже не догадались преклонить колен. И тут из облака спустились к ним два ангела – два мужа в белых одеждах и молвили:

«Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите в небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим…»

В память об этом событии в католической церкви был принят следующий обряд: в день праздника Вознесения Господня в центр храма ставили образ Христа Спасителя. В течение всей службы он находился перед алтарем, но в самом конце его начинали поднимать медленно-медленно, так, чтобы образ постепенно скрывался от глаз молящихся под куполом.

Церковь же православная не признавала такого буквального воспроизведения библейских событий, потому в светлый праздник Вознесения Христово была принята служба, состоящая из дух канонов и проповеди. Кроме того, на Руси православный праздник Вознесения отмечали в течение девяти дней, из которых один – сороковой по Пасхе – был торжественный, а остальные назывались попраздниками и отмечались менее торжественно. Таким образом, празднование Вознесения Господня продолжалось до Троицы и Духова дня включительно.

Вознесение Господне – печальный праздник

Христианский праздник Вознесения Господне напоминает о том моменте, когда душа человека навсегда покидает земной мир. Люди порой интуитивно чувствовали эту скрытую суть праздника, и потому именно в этот день случалось возможным узнать, на какое из семи небес Апокалипсиса суждено попасть человеку после смерти.

Потому в день праздника Вознесения Господне было принято печь печенье-лесенку из семи ступеней, которые символизировали семь небес. Печенье приносили к заутрене и освещали. А затем, взойдя на колокольню, бросали на землю и смотрели: какая из ступенек окажется целой, на то небо и попадешь. В этот же день девушки справляли обряд «крещение кукушки и ее смерти». Из тряпок и травы мастерили чучело кукушки, наряжали его в сарафан, украшали бусами и, посадив под березку, трижды перекрещивали. А затем топили кукушку в реке. Обряд, судя по всему, был торжественный – девушки целовались, менялись одеждой. Но истинный смысл этого ритуала давно утерян.

Праздник Вознесение Господне – праздник надежды

Коль скоро все события библейской истории – прообраз тех метаморфоз, которые предстоит пережить нам, смертным, то Вознесение Господне человечество тоже возносится на небо. Это – подвиг преодоления и себя, и земного привычного мира. «Ныне, в день Вознесения – учил Иоанн Златоуст – мы, которые не достойны жить на земле, возносимся на небо. Ныне наследуем Царство Небесное и престол Божий…»