<

Искусство быть гейшей

Просмотров: 359

Ветер подует, ива колеблется. Качается ива вверх и вниз, вперед и назад, туда-сюда… Так и сердце гейши следует

любому дуновению в любви.

Японская песенка

Суровая участь японской жены

Что нужно делать для сохранения тепла в домашнем очаге? Еще 150 лет назад японские идеалисты считали, что для поддержания мира и покоя в семье жена должна мазать зубы копотью — чтобы лишний раз не открывала рта. Еще благоверной супруге не полагалось иметь мыслей, о которых бы не знал муж, да и богам ей тоже запрещалось молиться: если она идеально выполняла функции жены, то ей и молиться было незачем — боги и так все давали (якобы).

Этикет не разрешал японским женам появляться перед гостями. Что им там делать, когда «бал правят» гейши — свободные певицы, музыкантши и танцовщицы?

В Японии гейшу никогда не считали женщиной легкого поведения.

Так прекрасных жриц любви называли только извращенные европейцы — они, сколько ни посещали Страну восходящего солнца, так и не осознали назначение свободных певиц.

А между тем быть гейшей — значит овладеть искусством быть дамой: стать ловкой и сильной, как ягуар, ласковой, как пантера, и мудрой, как змея.

Мужчины — гейши

Впервые гейши появились в середине XVIII века в самом «веселом» квартале Токио — Есивара. Как бы странно это ни казалось, но первыми гейшами были вовсе не женщины, а… мужчины, совмещавшие функции массовика-затейника, тамады и исполнителя песен. Посетители «веселых кварталов» прежде всего приходили туда отдыхать: пить саке, танцевать, вести светские разговоры, и новоявленные гейши преуспевали в убаюкивании усталых мужей сладчайшими беседами. Но однажды одной прелестной девушке — к сожалению, история не сохранила ее имени — пришла в голову идея предложить себя на роль гейши. Насколько хорошо у нее это получилось, можно судить хотя бы по тому, что вскоре все мужчины-гейши вымерли как класс.

Права и обязанности гейши

Сойдя с арены, мужчины — гейши приложили все усилия, чтобы осложнить жизнь более удачливых соперниц. Именно с подачи отставных «массовиков-затейников» к женщинам-гейшам стали предъявлять непомерно высокие требования. Судите сами. Чтобы девушка могла называться гейшей, она должна была уметь петь, танцевать, играть на трехструнном музыкальном инструменте, в совершенстве владеть искусством чайной церемонии и обладать неуловимым эротическим обаянием. Это не значило быть распущенной, развязной или застенчивой, отнюдь. Обладать эротическим обаянием — значит уметь сочетать обольстительную элегантность и утонченный стиль поведения. «Всего лишь».

На овладение искусством «быть гейшей» уходили годы, а первым шагом на этом долгом пути было получение звания мусли.

Мусли — это служанка-ученица в чайном доме.

Тонкости чайной церемонии для гейши

Основное, что делала ученица в чайном доме — изучала сложнейшее искусство приготовления и подачи чая. Чайная церемония — Ча-но-ю — это искусство, возведенное в культ. Ему тоже учатся годами, поскольку существует несколько школ, программы которых сильно отличаются друг от друга. У каждой такой школы были свои правила, во всяком случае священные предметы — чайные ложки, коробочки для чая и чаши для заваривания — они хранили по-разному.

Основу господствующему стилю — стилю вабития — положил торговец и философ Дзео, заявивший: «Не люблю луну, когда она не сокрыта облаками». Смысл этой фразы довольно прозрачен — все прекрасное должно быть окутано туманом, дымкой неизвестности. Таков и стиль чайной церемонии, где простота и незатейливость самого чаепития сочеталась с таинственностью и непредсказуемостью поведения самой гейши. Особенное развитие стиль вабития получил в XVI веке при философе Сэнно Рикю, который видел в чайной церемонии один из путей постижения Будды. Он является автором трактатов о достижении «чайного самадхи» — состояния высшего блаженства. Чтобы добиться этого, гейшам приходилось выполнять сложнейший ритуал приема и встречи гостя, конечной целью которого было «заставить» человека оставить за порогом чайного домика свои мирские проблемы и настроиться на постижение философского пути чая. Во время церемонии были допустимы разговоры только о чае и способах приготовления его. В свое время всерьез разворачивались дискуссии о том, можно ли украшать чайную церемонию цветами, в конечном итоге решили, что утром цветы допустимы, а вечером — нет. Но, как известно, нет правил без исключения. «Цветы копоти» — огарыши от фитилей на светильниках — очень даже приветствовались, говорили даже, что, чем их больше, тем лучше.

Гейши танцовщицы

Если девушка успешно постигала искусство Ча-но-ю, она стремилась стать мико — танцовщицей. От мико, помимо исполнения обязательных танцев, требовалось умение движением передавать мысли и смысл песен, например. А ведь это очень и очень сложно! Существует легенда, согласно которой храмовые танцовщицы японского императора получили указание Небес — охранять его святейшество. Тогда они изобрели систему движений, которые, открывая энергетические каналы, образовывали защитный каркас вокруг императора, делая его неуязвимым. Причудливые движения, воплощенные в танце, настолько поражали врагов, что бывали случаи, когда они, побросав оружие, просто убегали с «поля боя». Позднее эти движения легли в основу «танцевальной программы» будущих жриц любви.

Красота гейши

Век гейши был короток — в 25 лет она слагала с себя свои почетные обязанности и выходила замуж. А до тех пор, пока этот момент не наступал, она вполне могла себе позволить «полюбоваться сакурой», если хотела конечно.

Сакура — цветок, чьи лепестки символизируют мимолетность существования, так как опадают не увядшими. Легенды о непобедимых самураях рассказывают, что настоящий самурай был свиреп с врагами, в совершенстве владел искусством чайной церемонии и мог в одиночестве любоваться отцветающей сакурой, постигая смысл жизни. Выражение «любоваться вдвоем сакурой» обязано своим появлением европейскому влиянию, именно европейцы вложили в эти слова эротический подтекст, хотя для средневекового самурая и сакура, и чайная церемония являлись сакральными символами.

«Любоваться вдвоем сакурой» гейша соглашалась после длительного периода ухаживания и только в том случае, если находила знакомство выгодным для себя. В принципе гейша была вовсе не обязана вступать в сексуальные контакты с клиентами, от нее требовалось другое — развлечь гостя разговорами, музыкой и танцами. И тем не менее количество сексуальных «прибамбасов», которыми владела гейша, было огромно — этому тоже учили годами в чайном доме. Законные жены даже не подозревали о том арсенале средств, с помощью которых гейши могли превратить в гиганта секса даже очень слабого мужчину.

Современные гейши

Гейши, или женщины, которые себя так называют, есть в Японии и сейчас. Впрочем, стоит копнуть поглубже, как выясняется, что все эти «гейши», рассуждающие о сохранении старинных традиций «чайных домов», родом из России или из Америки. А сами японцы говорят, что в Японии давно уже нет ни самураев, ни гейш, все это только мифы о старинной Японии. Прекрасные мифы, которые так не хочется забывать.



Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *