Гюстав Моро – Саломея. Призрак

Саломея. Призрак

Гюстав Моро
Саломея. Призрак
1876
Акварель. 105 х 72 см
Париж, Лувр

Столь популярный в искусстве конца века образ «роковой женщины» впервые появляется у Гюстава Моро. Библейская легенда о Саломее получила у него индивидуальную интерпретацию. Его Саломея является своего рода изобразительным двойником «Лорелей» Гейне, «Прекрасной дамы» Китса, «Русалки» Ламот-Фуке и «Кармен» Мериме. Помимо картины «Танец Саломеи» (1874-76) и акварельной композиции «Саломея. Призрак», сохранилось около 120 рисунков на эту тему. У Моро тема Саломеи впервые появляется в композиции «Казнь Иоанна Крестителя», написанной под влиянием Пюви де Шаванна. В картине «Танец Саломеи» Саломея изображена в облике служительницы культа. Существует и другая разработка этой темы, где Моро на обнаженном теле женщины изобразил рисунки символического и декоративного характера: стилизованный лотос, этрусскую маску и т. д., предвосхитив декоративизм и увлеченность арабесками у художников модерна. В композиции «Саломея. Призрак» можно видеть новую, психологически убедительную интерпретацию темы; как позднее у Оскара Уайльда, Саломея здесь требует головы Иоанна Крестителя не по наущению матери, а в отмщение за отверженную любовь. Художник дает суггестивное воплощение мучительного видения, фантасмагории. Голова мученика в ореоле света как магнит влечет к себе убийцу. В диалоге взглядов повторяются доведенный до драматического накала диалог «Эдипа и сфинкса» (1864) и пронизанный романтической эротикой смерти «дуэт» в картине «Фракийская девушка с головой Орфея» (1865).