<

ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН — Апостол Андрей

Просмотров: 53

 

Апостол Андрей

ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН
(1598, Фуэнте де Кантос — 1664, Мадрид)
Апостол Андрей

Холст, масло, 146,7 х 61 см.

Картина была написана около 1630 года, по всей вероятности — для церкви св. Альберта монашеского ордена кармелитов. Возможно, составляла часть алтаря, в который входила и одинаковая с ней по размерам картина с изображением архангела Гавриила, хранящаяся теперь в Музее Фабра в Монпелье. В 1810 году находилась в зале № 2 севильского замка Алькасар, среди сокровищ, свезенных туда французами (в описи фигурировала под № 63, «Архангел Гавриил» — под № 62). Отсюда картина поступила в собственность маршала Сульта, который в 1835 году продал ее герцогу Сатерлендскому (Стэффордхауз, Лондон). В 1913 году приобретена на аукционе Кристи фирмой «Кнедлер и тов.», позднее попала в собрание Хатвани в Будапеште, а оттуда — в собрание Херцога.

Выставки: Британский институт, Лондон, 1837, № 63; Королевская Академия, Лондон, 1870, № 137; Королевская Академия. Лондон, 1890. № 143; «Сокровища, поступившие в общественную собственность», Будапешт, 1919, III, № 6; «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1965, № 53.

Еще в 1724 году Паломино, говоря о монументальных полотнах Сурбарана, о присущих им острых контрастах света и тени и четкой, почти скульптурной лепке форм, указывал на влияние Караваджо. Сеан Бермудес в вышедшем в 1800 году труде «Diccionario historico…» прямо говорит о том. что искусство Сурбарана формировалось под воздействием завезенных в Севилью картин Караваджо. Это особенно заметно в ранних произведениях художника. На репродуцируемой картине изображена полная достоинства фигура углубившегося в чтение седобородого святого, заполняющая почти все пространство холста; за спиной апостола, стоящего перед низким горизонтом, виден его атрибут — Х-образный, так называемый «андреевский» крест. Его ряса из грубого сукна падает крупными рельефными складками. Между 1626-1629 годами Сурбаран написал для севильских монастырей ряд серий картин, на которых он изобразил сцены из жизни святых и отдельные, исполненные в рост фигуры святых. Будапештскому шедевру предшествовали исключительно суггестивные однофигурные изображения одетых в белые одежды святых и монахов ордена мерседариев (для севильского монастыря Мерсед Кальсада, в котором теперь располагается Музей изящных искусств), картины с изображением юной Марии, молящейся в домашней обстановке, а также решенные в жанровом ключе сцены из жизни Марии и Христа. В 1630-х годах Сурбаран написал много полотен с изображениями святых старцев; они навеяны образами Риберы, но более энергичны по исполнению. Таковы портреты севильских епископов и выполненная в 1633 году самим Сурбараном и художниками его мастерской серия, представляющая апостолов, в том числе и апостола Андрея (Лисабон, Музей). Эта последняя картина отличается от будапештской большим форматом. По мнению П. Жинара, известного исследователя творчества Сурбарана, будапештское полотно составляло часть крупной алтарной композиции.

Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>