ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН – Апостол Андрей

 

Апостол Андрей

ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН
(1598, Фуэнте де Кантос – 1664, Мадрид)
Апостол Андрей

Холст, масло, 146,7 х 61 см.

Картина была написана около 1630 года, по всей вероятности – для церкви св. Альберта монашеского ордена кармелитов. Возможно, составляла часть алтаря, в который входила и одинаковая с ней по размерам картина с изображением архангела Гавриила, хранящаяся теперь в Музее Фабра в Монпелье. В 1810 году находилась в зале № 2 севильского замка Алькасар, среди сокровищ, свезенных туда французами (в описи фигурировала под № 63, «Архангел Гавриил» – под № 62). Отсюда картина поступила в собственность маршала Сульта, который в 1835 году продал ее герцогу Сатерлендскому (Стэффордхауз, Лондон). В 1913 году приобретена на аукционе Кристи фирмой «Кнедлер и тов.», позднее попала в собрание Хатвани в Будапеште, а оттуда – в собрание Херцога.

Выставки: Британский институт, Лондон, 1837, № 63; Королевская Академия, Лондон, 1870, № 137; Королевская Академия. Лондон, 1890. № 143; «Сокровища, поступившие в общественную собственность», Будапешт, 1919, III, № 6; «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1965, № 53.

Еще в 1724 году Паломино, говоря о монументальных полотнах Сурбарана, о присущих им острых контрастах света и тени и четкой, почти скульптурной лепке форм, указывал на влияние Караваджо. Сеан Бермудес в вышедшем в 1800 году труде «Diccionario historico…» прямо говорит о том. что искусство Сурбарана формировалось под воздействием завезенных в Севилью картин Караваджо. Это особенно заметно в ранних произведениях художника. На репродуцируемой картине изображена полная достоинства фигура углубившегося в чтение седобородого святого, заполняющая почти все пространство холста; за спиной апостола, стоящего перед низким горизонтом, виден его атрибут – Х-образный, так называемый «андреевский» крест.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


Его ряса из грубого сукна падает крупными рельефными складками. Между 1626-1629 годами Сурбаран написал для севильских монастырей ряд серий картин, на которых он изобразил сцены из жизни святых и отдельные, исполненные в рост фигуры святых. Будапештскому шедевру предшествовали исключительно суггестивные однофигурные изображения одетых в белые одежды святых и монахов ордена мерседариев (для севильского монастыря Мерсед Кальсада, в котором теперь располагается Музей изящных искусств), картины с изображением юной Марии, молящейся в домашней обстановке, а также решенные в жанровом ключе сцены из жизни Марии и Христа. В 1630-х годах Сурбаран написал много полотен с изображениями святых старцев; они навеяны образами Риберы, но более энергичны по исполнению. Таковы портреты севильских епископов и выполненная в 1633 году самим Сурбараном и художниками его мастерской серия, представляющая апостолов, в том числе и апостола Андрея (Лисабон, Музей). Эта последняя картина отличается от будапештской большим форматом. По мнению П. Жинара, известного исследователя творчества Сурбарана, будапештское полотно составляло часть крупной алтарной композиции.