Философские типы этики

Этика в философском понимании — это один из классических разделов философского знания. Это понятие существует еще с античных времен. Термин «этос» предложил Аристотель в IV веке до нашей эры.

Основная задача этики — классификация и анализ моральных систем. Стоит отличать этику от педагогики. Последняя представляет собой практическое прививание определенных моделей поведения. А этика заключается в аналитическом исследовании объекта.

Моральное или этическое поведение нельзя назвать легальным.

Не потому, что оно противоречит законам или попросту вредит окружающим. Просто легальное — это все то, что соответствует нормам права, за нарушение которых следует юридическое наказание. Моральность в отличие от легальности возникает в рамках взаимодействия между людьми, в процессе их коммуникации. Такое поведение не санкционируется официальным институтом.

Ученые выделяют автономную и гетерономную этику. В автономной этике моральные нормы понимаются как независимая, самостоятельная моральная реальность. Эту реальность человек осознает в процессе своего развития. Автономная этика исходит из независимости морали от природы человека (мораль априорна и очевидна).

Гетерономная этика разнородна.

Здесь мораль понимается как этика, основанная не на самодостаточных внутренних принципах, а на началах, взятых из другой сферы общественной жизни, из личностных стремлений человека и его природы.

Утилитаристы понимают мораль в договорном смысле. Ее можно описать моделью экономического рынка. Моральные взаимоотношения — выгодный взаимообмен. Моральным признается поступок со стороны его мотивации. А достойной мотивацией является следование долгу. Долг — это устойчивое внутреннее убеждение человека о том, как он должен действовать. Оценка его поступков другими людьми безразлична человеку. Моральный поступок не должен быть связан с настроением: симпатией или антипатией к другому человеку.

Неотъемлемая часть этики — моральные ценности.

Они, по мнению многих исследователей и философов, существуют объективно. Некоторые даже сравнивают их по своей автономности с математическими числами. Ценности идеальны, а значит на них нельзя повлиять, изменить, им можно только следовать. Человек обладает свободой в поведении, которая позволяет ему действовать либо в соответствии с моральными нормами, либо нарушая их.