Эжен Делакруа – Смерть Сарданапала

Смерть Сарданапала

Эжен Делакруа
Смерть Сарданапала
1827
Холст, масло. 395 × 495 см
Париж, Лувр

У Делакруа мало таких картин, в которых романтическая необузданность, вакханалия страстей была бы выражена в столь крайней форме, как в «Смерти Сарданапала». Кисть художника увлеклась изображением сцен кровопролития и предметов роскоши; в картине есть превосходные детали, но они теряются в хаотическом нагромождении драгоценностей, оружия, тканей, человеческих фигур. Новизна и доведенный до крайности романтический накал страстей послужили причиной провала картины в момент ее показа в Салоне 1827 года. Среди немногих, поднявших голос в защиту этого грандиозного полотна, был Виктор Гюго. Сарданапал (Ассур-банипал) был царем Ассирии; получив весть о том, что враги, захватившие его столицу, уже подступают к дворцу, он решил предать огню и самого себя, и все, что ему принадлежало: рабынь, коней, сокровища. Сюжет картины вдохновлен «Сарданапалом» Байрона, который, парадоксальным образом, властителя, окружившего себя сказочной роскошью, изобразил героем, ищущим в смерти спасения перед лицом враждебных сил, жестокости мира. Фантазию Делакруа и позже занимали образы людей, в силу рокового стечения обстоятельств становившихся убийцами, а также необыкновенные, страшные, чудовищные темы.

«Крови озеро в сумраке чащи зеленой,
Милый ангелам падшим безрадостный дол, –
Странный мир, где Делакруа исступленный
Звуки Вебера в музыке красок нашел.»
(Шарль Бодлер. «Маяки»)

Сарданапала художник изобразил полулежащим на громадном ложе, безучастно взирающим на кровавую бойню. Цветовой строй картины, с преобладанием в нем огненно-красных и золотистых тонов, вызывает в памяти колорит картин Рубенса. Нагромождение тканей, золота и драгоценностей, некоторая искусственность и литературность сюжетной канвы, странная смесь чувственности и жестокости – все это позднее, ближе к концу века, появится снова, в более подчеркнутой форме, главным образом в картинах Гюстава Моро