<

Эриха Фромм и его концептуальные модели в философии

Просмотров: 231

Эрих Фромм (1900 – 1975) родился во Франкфурте и умер в США. До 1980 года он был официально запрещён в СССР. Он – психолог, философ, социолог, ученик З. Фрейда. Его философию можно отнести гуманистической философской антропологии. Большая часть работ – бестселлеры («Иметь или быть?», «Человек для себя», «Пол и характер», «Искусство любви»). Проблема человека – наиболее сложная проблема философии (является центральной в философской антропологии).

Последняя философская антропология представляет собой альтернативу научной философии.

Философская антропология составляет основное содержание субъектно-гуманистической философии. В основе антропологической философии лежит антропологический принцип (парадигма). Человек – субстанция, исходное основание философии. Одной из центральных проблем антропологической философии является проблема отчуждения. Проблема возникает в субъектно-гуманистической философии. Её основной принцип – существуют «Я» и «Не-Я». Отчуждение помогает понять внешний мир как мир человеческого бытия (отчуждённый от человека) – «Не-Я». Человек, человеческий дух может воплощаться в природе, объектах, вещах, предметах, труде, другом человеке. Соответственно это воплощение человеческого духа получило название объективизации, овещнение, опредмечивание. Человек может рассматриваться как результат усвоения культуры, являющийся процессом, обратным отчуждению. Становление родовой сущности человека и представляет собой распредмечивание, усвоение общечеловеческой культуры, общечеловеческой сущности. В данном случае отчуждение и обратный процесс усвоения культуры – положительное явление (далее будем рассматривать отрицательное отчуждение).

Смысл образования – усвоение человеком культуры путём понимания, распредмечивания.

Результаты человеческой деятельности отчуждались от человеческой деятельности, грозя уничтожить человека (загрязнение окружающей среды; потеря человеком собственной родовой сущности – кризис самоидентификации; насилие; суицид как степень человеческого самоотчуждения).

Проблема философии существования и отчуждения человека

Эрих Фромм сформировал положения: «Жить – это больше, чем существовать». Существование – эмпирическая данность в виде процесса удовлетворения витальных потребностей. Он рассматривает жизнь как беспрерывный выход за пределы человеческого существования, который наиболее полно может быть реализован в любви.

Человек – биологическое и социальное существо.

С позиции биологического существа смертность человека – отчуждение человека, которое человек старается преодолеть. Второй вид отчуждения – социальное. Оно проявляется в отчуждении человека от общества, в чувстве одиночества, потере человеком (реального или мнимого) связи с социумом.

Педагогическое отчуждение – отчуждение ребёнка от родителей. Осознание смерти – биологическое отчуждение. С точки зрения философии, человеческой казни не должно быть.
Виды квазирешений проблемы существования
Человечество изобрело ряд способов, которые помогают избежать проблему отчуждения. Решение проблемы отчуждения – алкоголь (один из способов решения трансценденции). Это и есть квазирешение.

Оргиастическая форма отчуждение – это ещё одно решение.

Преодоление отчуждения приводит к трансценденции (выход человека за пределы биологического и социального отчуждения).

Способы преодоления социального отчуждения:

  • 1) Приспособление к группе (эффект толпы);
  • 2) Конформизм (соглашательство) и нонконформизм;
  • 3) Любовь (высшая форма решения проблемы трансценденции).

Любовь как высшая форма решения проблемы транстенденции.

Любовь позволяет человеку трансцендировать, т.е. становиться бесконечным (главное содержание жизни и смысла жизни человека). Э. Фромм рассматривает семь видов любви. Чтобы быть счастливым, нужно испытать эти виды любви:

  • материнская;
  • отцовская;
  • к родителям (преемственность человеческого существования);
  • братская (абсолютная);
  • эротическая;
  • к себе;
  • к Богу.

Среди всех видов любви материнская любовь – самая главная.



Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *