Эксклюзив из ада

Еще одно необходимое уточнение: наш скептик из Ниццы охотно согласился продемонстрировать свой способ изготовления подделки – плащаницы аля Брок – перед камерой Ива Буассе. Единственное условие к “Канал-плюс” заключалось в том, чтобы его лаборатории было сделано пожертвование. Наш продюсер Филипп Альфонси не согласился на это требование – но не из соображений экономии, а по причинам сугубо морально-этическим: наиболее эффективный способ противостоять суевериям, считает он, заключается в том, чтобы не превращать свой скептицизм в товар. Поэтому в фильме Анри Брок представлен итальянским двойником Луиджи Гарласкелли, химиком из университета Павии, показавшим в нашей ленте собственный способ изготовления плащаницы при помощи барельефа – может быть, не такой убедительный, зато бесплатный.

Совпадение или контратака? В июле 2005 года, вскоре после объявления о начале съемок нашего фильма, в журнале “Сьянс э ви” появилась публикация, предваренная бурным обсуждением в СМИ весьма актуальной темы: журналу удалось собственными силами изготовить настоящую фальшивую плащаницу, “стопроцентно тождественную оригиналу”. Именно так выразился и июня 2005 года на канале “Эроп-1” фотогеничный историк Поль-Эрик Бланрю, чьи фото украшали шестнадцатистраничную статью в журнале под заголовком “Наука, ослепленная страстью”. Скандал в святом семействе или невинная летняя шутка? В Париже о публикации говорили просто: “Эксклюзив из ада”.

В действительности это была безапелляционная статья, полная натяжек и умолчаний, ограничивающаяся теориями вроде изложенной выше теории Брока, чтобы втюхать читателям новую безделицу, рекомендованную к употреблению этим летом: энный вариант истории про барельеф, покрытый влажным льняным полотном и вымазанный ржавчиной. Словом, предлагался в очередной раз старый рецепт иллюзиониста Джо Никеля, отредактированный и подновленный марсельским медиком Жаком Ди Констанцо. “Результат оказался просто потрясающим и очень-очень убедительным”, – восторгалась редакция, но и читатель тоже мог о нем судить, разглядывая фотографии: получалось что-то вроде детского рисунка, который, превратившись в негатив, позволял судить об исходном профиле. Вот и вся сенсация.