Эдуард Мане – Завтрак на траве

Завтрак на траве

Эдуард Мане
Завтрак на траве
1863
Холст, масло. 214 × 270 см
Париж, Лувр

Картину Завтрак на Траве Мане впервые показал в Салоне отверженных 1863 года под названием «Купальщица». Художник изобразил группу людей, расположившихся на отдых в тенистой роще; на переднем плане видна обнаженная женщина, в компании двух одетых в современные одежды мужчин, немного поодаль видна фигура купающейся женщины. Слева на переднем плане изображен натюрморт: соломенная женская шляпа, стеклянная фляга, булочка, опрокинувшаяся плетеная корзина с фруктами и т. д. Обрисованную чистым, замкнутым контуром обнаженную фигуру современники нашли некрасивой, так же, как и женские фигуры Делакруа. Спокойная поза и холодный взгляд натурщицы, обращенный на зрителя, усиливают впечатление отчужденности этой фигуры среди фигур одетых мужчин.
В построении картины Завтрак на траве художник Э. Мане использовал элементы композиций старых мастеров и, в частности, «Сельского концерта» Тициана и «Суда Париса» Рафаэля, знакомого художнику по гравюре Маркантонио Раймонди.

Согласно наблюдениям Гуго фон Чуди и Готхарда Едлички, картина Эдуарда Мане Завтрак на Траве, хотя и изображает сцену на открытом воздухе, но увидена она, эта сцена, в ателье; фигуры первого плана скомпонованы скорее в картинной плоскости, чем в пространстве. Особенно плоскостно написана фигура обнаженной женщины, тонкое моделирование формы не снижает этого впечатления. А в «Олимпии», написанной в том же году, плоскостность доведена до такой степени, что Сезанн сравнит эту картину с игральной картой. В том, что – Завтрак на траве, написан в ателье, убеждает и равномерная освещенность картины. Подчеркиванием автономности отдельных цветовых пятен Мане оказал значительное влияние на художников своего времени, и в первую очередь на Клода Моне.

Смотреть на видео картину Завтрак на траве художника Эдуарда Мане